«Трудным» подросткам по плечу любые трудности

«Обычно девиантное поведение развивается у ребят, желающих проявить себя, реализоваться как лидер.

12.12.2013 в 14:32, просмотров: 3373

«Трудных» детей не бывает, есть дети, поведение которых воспринимается как девиантное, хотя в основе своей – это лишь способ самореализоваться. Так считают авторы метода коррекции девиантного поведения путем экстремального туризма и путешествий, известные путешественники Дмитрий и Матвей Шпаро. Они доказали: трудным подросткам надо дать то, что им нужно – преодоление опасных и рискованных ситуаций.

«Трудным» подросткам по плечу любые трудности
фото: PhotoXPress

Дмитрий Игоревич Шпаро — член Русского географического общества, директор Фонда «Клуб «Приключение»», известный советский путешественник и писатель, его экспедиция 1979 года первой в мире достигла Северного полюса на лыжах. Заслуженный мастер спорта СССР. В 1998 году организовал экспедицию, в которую входил и его сын. Экспедиция совершила переход по дрейфующим льдам через Берингов пролив. Его сын Матвей Шпаро – известный полярный путешественник, несколько его экспедиций потрясли мир тем, что в них принимали участие инвалиды. Имена этих путешественников занесены в Книгу рекордов Гиннесса.

Совместный проект отца и сына «Лаборатория путешествий» входит в систему образования с 2008 года. Начинали работать с детьми, имеющими ограниченные возможности, и теми, которые обучались в коррекционных школах Москвы. В 2012 году Шпаро задумались о решении другой социальной проблемы: социализация детей с девиантным поведением. В последнее время таких детей становится больше, некоторые ребята воспринимаются школами, как настоящий бич образовательного процесса.

Знаменитые путешественники рассказали о результатах запуска их авторских программ для подростков с девиантным поведением «Наш выбор» и «Шаг навстречу». Эти программы были апробированы в декабре 2012 года, и с начала этого года началась активная работа с детьми из разных школ Москвы.

- В современном обществе подростки подвергаются ряду негативных влияний, - говорит Матвей Шпаро. – Развитие транспорта влечет за собой спад физической активности; компьютеры и интернет ведут к снижению межличностного общения; телевидение полностью заполняет досуг; социальная нестабильность, отсутствие уверенности в завтрашнем дне передается к детям от родителей и учителей. Молодые люди оказываются в позиции «пассивного наблюдателя», они не вовлечены в какие-либо социальные и личностные ситуации, не обладают необходимыми практическими навыками, стремятся к передаче ответственности другим людям. Обычно девиантное поведение развивается у ребят, желающих проявить себя, реализовать себя как лидера, но как сделать это другими способами, ребенок не знает.

Одна из главных целей программы – это преодоление подобных внутренних установок подростка; программа дает участникам возможность испытать себя, проявить свои способности в условиях, связанных с риском, понять свои пределы возможностей, ощутить гордость за достижение цели.

Другая цель программы возникла из результатов предварительных исследования поступающих участников. Оказалось, что по своим психофизическим показателям дети с поведением около нормы и дети с девиантным поведением мало чем отличаются друг от друга. В обеих группах есть дети с высоким уровнем агрессивности и тревожности, и там и там дети прибегают к социально осуждаемым поступкам.

Поэтому статус «трудного», который щедро раздается педагогами, часто не имеет под собой оснований. Количество по-настоящему «трудных» подростков осталось примерно такое же, как и было. А к «трудным» стали причисляться дети, чье поведение не всегда понятно учителям и родителям. Так что возникла еще одна цель программы: поломать стереотипное восприятие.

- В начале 2013 года при поддержке департамента образования Москвы стартовали сразу две профилактические программы: «Наш выбор» и «Открытие - шаг навстречу», - продолжает Матвей Шпаро. - Программа «Наш выбор» проводится в лагере, расположенном в Карелии. Группы подростков после интенсивной подготовки совершают самостоятельные путешествия — на катамаранах, велосипедах, пешие, комбинированные. Зимой – лыжные походы с использованием собачьих упряжек. За этот год в программе приняли 680 детей из разных школ Москвы.

Программа «Открытие – шаг навтречу» проводится на территории Молодежного центра в Рузе с использованием универсальных тренажеров. Они позволяют решать сразу несколько задач, но главная из них: понимание ребенком того, что пройти тренажеры можно только в коллективе, а, значит, придется доверять друг другу, поддерживать и ободрять тех, кому это сложно сделать. За этот год в программе приняло участие 1500 человек из разных школ Москвы.

К подготовке инструкторов организаторы относятся со всей серьезностью, так как здесь кадры действительно решают всё. Именно от этих людей будет зависеть жизнь детей, поэтому будущие инструкторы проходят специальное обучение. В школе инструкторов начинают учебу, обычно, около 60 человек, но заканчивают ее только около 20. Но это 20 человек, на которых можно полностью положиться. Они найдут выход из сложной ситуации, смогут оказать первую помощь, организовать ребят так, чтобы они прошли через рискованные моменты путешествия.

Результаты только одного года работы программ в московских школах ошеломляют и удивляют своими результатами: существенно понижается уровень тревожности и агрессивности, дети учатся доверять друг другу, соотносят свои проблемы с коллективными, могут видеть и рассчитывать опасности и оценивать риск.

- На данный момент у нас три задачи, - говорит Дмитрий Шпаро, - во-первых, мы хотели бы, чтоб наш опыт и наши программы пошли дальше в регионы. Во-вторых, нам нужна поддержка и понимание школ. Мы столкнулись с тем, что некоторые школы относятся к выбору сопровождающих группу несерьезно, будто речь идет об обычном детском лагере. Но дело в том, что мы специально создаем такую среду, где каждый должен балансировать между риском и разумностью. Только на этой границе происходят сложные личностные изменения. И сопровождающий в нашем случае – это не только правая рука инструктора, он так же наравне со всеми преодолевает трудности, участвует в экстремальных ситуациях, переносит тяготы похода. Если инструктор – голова группы, то сопровождающий – ее душа. Он также делит ответственность за ребят в наших походах. Здесь не может быть случайных людей. Третье: нам требуется глубокая научно-педагогическая поддержка. У нас очень много накопленного материала, который требует осмысления и структуризации.