Насколько агрессивна женщина? По свидетельству антрополога Сары Хрди, еще тридцать лет назад научная литература в этой области, в области «состязательного компонента» в женской природе, ограничивалась «анекдотами и интуитивными догадками, но не стояла на строго научной основе. Новый номер «Философские трансакции» преследует цель восполнить этот пробел. По словам той же госпожи Хрди, написавшей предисловие к этому номеру, материалы, опубликованные в нем, «потрясают» количеством новых доказательств, ставших доступными благодаря улучшенным исследовательским технологиям и тому, что стало больше женщин «на научном поле, где раньше доминировали исключительно мужчины». С последним я вполне согласен. Женщины знают друг друга намного лучше, чем мы, мужчины, знаем их.
Конкуренция среди женщин не бог весть какое открытие. «Мы наблюдаем ее невооруженным глазом от поведения маленьких девочек до международных конкурсов красоты. Иное дело, утверждает журнал, анализ этой конкуренции. Она, мол, куда субтильнее и извилистее, «хотя и не менее насильственная», «чем конкуренция среди мужчин». Ученые, «заглянув глубже» (это их слова) пришли к выводу, что «интрасексуальная конкуренция является наиболее важным фактором того давления, которое испытывают женщины, пытающиеся быть на уровне сексуального поведения и физической внешности».
Журнал утверждает, что «старые сомнения» по поводу конкуренции между женщинами коренились в эволюционном анализе репродуктивных шансов в античном полигамном обществе, в котором мужчина оставался без женщины, поскольку доминирующие самцы имели много жен. Это заставляло мужчин бороться за продолжение рода, в то время как женщинам оно было обеспечено. Но даже в таком обществе женщины не были «пассивными трофеями» альфа-мужчин. Они вели конкуренцию между собой за «наиболее желанного партнера, который мог бы добывать больше ресурсов для их детей».
Ныне большинство человечества живет по законам моногамии, а посему шансы мужчин и женщин сравнялись и одновременно стали труднее осуществимыми. (Например, студенческие кампусы, где девушек обычно больше, чем парней.)
Уцепившись за этот дисбаланс, ученые решили установить как студентки реагируют на соперниц. В качестве «подопытных крольчих» были использованы студентки Университета Макмастер. В лабораторию пригласили по две девушки. Им говорили, что речь пойдет о женской дружбе. Но реальный эксперимент начинался с того момента, когда в лабораторию входила еще одна женщина и осведомлялась, кто здесь исследователь?
«Третью» выбирали авторы эксперимента Трейси Вайлланкорт и Апикал Шарма. Она выбиралась «согласно качествам, считающимся привлекательными с точки зрения эволюционной перспективы». В их число входили чистая кожа, большие груди и «низкое рацио от талии до бедер». В одном случае «третья» была одета в майку и джинсы, в другом — в обтягивающей блузе с большим вырезом и короткой юбке.
«Третья» в майке и джинсах не привлекала особого внимания и не вызывала никаких негативных комментариев у студенток, которых тайно от них снимали на видео. Но когда входила «третья» в мини и облегающей юбке, почти все присутствующие реагировали враждебно. Они недружелюбно глядели на нее, осматривали с головы до ног, а иногда даже не удерживались от «комментариев», вроде «это что еще за …» Но «агрессия еще больше увеличивалась, когда «…» покидала лабораторию. Студентки начинали насмехаться над ней, передразнивать ее, высказывали догадки о том, что ее целью было соблазнить профессора, хохотали над тем, что ее грудь «почти вываливалась» и т.д.
Согласно вышеописанному эксперименту, подобная реакция «злых девочек» квалифицируется как «косвенная агрессия», скорее характерна для девушек и молодых женщин, чем для более взрослых, у которых, мол, меньше причин принижать соперниц, поскольку они уже замужем. На мой слух звучит не столь уж убедительно, поскольку этим дамы рискуют большим — мужем, целостностью семьи.
Другой эксперимент установил, чем привлекательнее девушка или молодая женщина, тем боле она становится объектом «косвенной агрессии». Тоже мне, открытие Америки!
Доктор Вайлланкорт пишет: «Женщины и впрямь способны на агрессию друг против друга, тем более против тех, кого они считают соперницами. Наши эксперименты показали, что подавление женской сексуальности скорее исходит от женщин, а не мужчин». (Группа психологов Оттавского университета.)
Ученые пишут в «ФТ», что обычно мужчинам приписывается «стигматизация женщин» как особ легкого поведения, проституток и так далее. В этом ученые усматривают «дарвинский трюк» — они как бы удерживают своих жен от вступления на подобный путь. Но у мужчин имеется и иной «дарвинский трюк» — поощрение остальных женщин на вольное поведение. Тем не менее, ученые считают, что стигматизация женщин в основном дело языка других женщин».
Вот какое эвристическое открытие делает доктор Вайлланкорт: «Мужчины добиваются секса. Поэтому женщины лимитируют их допуск к себе и тем самым сохраняют свое преимущество перед ними в переговорах. Женщины, которые делают секс слишком доступным, тем самым ослабляют не только свою позицию, но и позицию всех женщин. Вот почему женщины так нетерпеливы к тем, кто распущены».
Так называемая «Косвенная агрессия» накладывает психологическое бремя на женщин, подвергающихся остракизму, и на тех, кого принуждают поддерживать «невозможные стандарты», например, худые тела. Эксперимент показал, что для женщины «идеальная фигура» выглядит намного тоньше, чем этого хотят видеть в них мужчины. (Мы не любим обнимать «скелеты».) Обычно погоню за худобой объясняют влиянием манекенщиц и журналов мод. Но группа ученых во главе с Кристофером Фергюсоном экспериментально доказала, что главная причина не в «имиджах медиа, а в соревновании с подругами». Недовольство женщин своей фигурой вызывается не тем, что они видят на подиуме или по телевидению, а тем, что происходит у них под боком. «Медиа скорее отражают то, что происходит в обществе, но сами эту атмосферу не создают», — пишет доктор Фергюсон, профессор психологии Стетсонского университета.
Главная конкуренция с женщинами твоего круга, а не со звездами кино и моды. Одна из ассистенток доктора Фергюсона провела такой опыт. Она представала перед студентками то в полном мейкапе и в парадных одеждах, то замухрышкой. В первом случае она вызывала у студенток самокритичное отношение к своей внешности, в особенности если при этом присутствовали мужчины. «Сексуальная конкуренция среди женщин нарастает в особенности в зажиточном обществе», — говорит доктор Фергюсон.