Первыми о страшном приговоре сообщили руководители белорусского правозащитного центра «Весна».
– Мы узнали, что он уроженец Москвы, имеет гражданство РФ, - говорят белорусские правозащитники.- Его мать и сын живут в России. Сам он часть времени проводил здесь, а часть на родине. Последние три года вообще был за решеткой, в минском СИЗО. Ни про какое белорусское гражданство нам не известно. Но вполне возможно, что у него двойное — РФ и Белоруссии. Что это меняет?
Эдуард Лыков обвинялся в краже и убийстве с отягчающими обстоятельствами (совершенными в состоянии алкогольного опьянения). За такое преступление в России ему грозил бы немалый срок - до 20 лет, однако жизнь ему на родине точно бы сохранили.
– Но он совершил преступление на территории другого государства и судится по его законам, – констатировал представитель Верховного суда РФ Павел Одинцов. – Нет правовой возможности из вне воздействовать на вердикт. Так что высшие судьи РФ не могут и не станут вмешиваться в этот процесс. И вообще не существует механизмов приостановления смертного приговора, вынесенного за рубежом, кроме как с использованием дипломатических каналов. Российская Федерация в лице МИД может настаивать на помиловании и замене наказанием с конкретным сроком. В этом случае появляется перспектива экстрадирования гражданина РФ для отбывания наказания на родине.
Однако возникает резонный вопрос: будет ли Россия ходатайствовать за серийного убийцу?
– Действуя в духе Европейский конвенции по правам человека России должна безусловно принимать меры по недопущению применения смертной казни, - комментирует председатель комитета «За открытое правосудие», член Ассоциации международного права Денис Дворников. - Тем более в отношении своего гражданина. Соответственно, если в этом деле не будет реакции российских властей, то это даст лишний повод Европе упрекнуть нашу страну. Кроме того, надо ставить вопрос об эффективности такого образования как союзное государство России и Белоруссии. Это не первой случай, когда по линии юстиции у нас возникают серьезные противотечения.
Любопытно, что есть еще один способ избавить россиянина от смерти — по нелегальным каналам (по линии разведки). В казачестве примера можно привести историю с двумя гражданами РФ, которых в Катаре обвинили в убийстве полевого командира.
Сложность этого конкретного случая в том, что в Белоруссии обычно не затягивают с исполнением приговора. Арестанта расстреливают зачастую даже не придав это широкой огласке. По словам координатор кампании "Правозащитники против смертной казни в Беларуси» (она стартовала еще в 2009-м году) Андрей Полуда, что государство скрывает от общественности факты вынесения смертных приговоров и их исполнение. Нет ни официальной, ни даже неофициальной статистики числа смертных казней. И это на фоне того, что судебная система в Белоруссии отнюдь не идеальна. Напомним, что это страна на сегодняшний день единственной в Европе стране, где все еще выносятся и приводятся в исполнение смертные приговоры.
Любопытно, что многие россияне не против применения высшей меры наказания на территории РФ. После казни в Белоруссии двух обвиненных в совершении теракта в минском метро был проведен опрос российского населения фондом «Общественное мнение». На вопрос: «Считаете ли вы, что в РФ необходимо вернуть смертную казнь?» Больше половины россиян (62%) ответили положительно.