Что можно есть в Сочельник и как правильно веселиться в Святки

Как праздновать Рождество в пост

 Позади у российских православных остался Новый год со всеми его неудобствами. Еще бы, западные и российские «нехристи» празднуют его, как полагается — рождественским гусем, свиными колбасками, предаются неумеренному обжорству и питию, а у православных — пост. И не просто пост, а самая строгая неделя Рождественского поста. В Сочельник, 6 января, разрешается вкушать лишь размоченные сухофрукты — сочиво, да и то лишь с появлением первой звезды. А всему виной неверные расчеты календаря, сделанные в незапамятные времена. Вот и празднуют христиане в разных концах мира по-разному Рождество Христово.

 
Как праздновать Рождество в пост

Рождество Христово - один из наиболее светлых праздников на земле! Сегодня многие россияне утратили глубинное понимание этого торжества. Важно осознать его смысл — в мир приходит Бог! Но не в окружении ангельских воинств, не в силе и славе, а в земном уничижении! Он рождается в пещере, предназначенной для домашнего скота, потому что Его земной семье не нашлось места в гостинице! Первыми, кто пришел поклониться, были пастухи. Они первыми увидели Божественного Младенца, который лежал на соломе — в кормушке для скота! Когда мы сегодня видим пышность церковных одеяний и богослужений, мы невольно задаемся вопросом: «А почему Христос избрал бедность, тогда как Его служители сегодня предпочитают пышность и богатство?» Русский богослов Владимир Соловьев писал в прошлом столетии:

«И многое уж невозможно ныне:

Цари на небо больше не глядят,

И пастыри не слушают в пустыне,

Как ангелы про Бога говорят…»

Порою кажется, что Бог забыл про созданный Им мир и теперь царит на земле Зло. Мы забываем, что Свою весть Христос называет Радостною! В чем же смысл Рождественской радости? Бог продолжает обитать среди нас, в наших сердцах, если они открыты для добра! Поэтому Владимир Соловьев так завершает стихотворение:

«Он здесь, теперь, — средь суеты случайной.

В потоке мутной жизненных тревог.

Владеешь ты всерадостною тайной:

Бессильно зло; мы вечны; с нами Бог!»

СВЯТКИ

Сегодня на Руси утрачены многие старые обычаи. Мало кто помнит, что период с 7 по 18 января называется Святками. Наши предки задолго готовились к Святкам. Уже Рождественским вечером по дворам шли колядовщики, распевая колядки — чаще всего рождественские песнопения. А на Украине и в Белоруссии колядовщики шли с Рождественской звездой, а порой и с вертепом, распевая духовные песнопения, рожденные в народной среде. Их прекрасно знал и исполнял, правда в узком кругу в подневольное советское время, знаменитый тенор Иван Козловский.

Святки были временем торжеств, праздничного отдыха и разнообразных игр. В разных областях России святочные игры происходили по-разному. Но есть одна черта, которая роднит русских с Европой. На Святках обычно вечерами по деревням ходили ряженые. Наряжались медведем, конем (для этого требовалось два-три человека), козой, журавлем, а то и рогатой нечистью. В горных районах Шотландии обычно для этого припасалась шкура быка, с хвостом, головой и рогами. Ряженый вместе с другими обходил дома с особыми песнями-пожеланиями. В Англии среди ряженых особой популярностью пользовался конь. Череп или деревянная морда коня одевается на палку и ее держит человек, закутанный в покрывало. В Южной Чехии морду лошади делали из соломы — в затее принимают участие два или три человека. Они кладут руки на плечи переднему, их покрывают попоной, а порой третий садится верхом. В Польше в колядовании принимает участие всадник. Но особой популярностью пользуются коза и туронь (что-то среднее между козой и быком). Кстати в Польше порой ряженые водят живую козу, считая, что она каким-то магическим образом влияет на урожай. Немцы и словенцы предпочитают рядиться в маски всевозможных Клаусов, Воданов и Рупрехтов — различных горных духов. Понятное дело — маски страшные. В Испании, Бельгии и на юге Нидерландов до сих пор на Святки водят великанов, для изготовления которых обильно пользуются папье-маше. Причем, великанов величают то Иродами, то именами римских императоров.

Но вернемся в Россию. Накануне Святок молодежь обычно договаривалась и снимала на этот период избу или баню. Здесь вечерами собирались не только молодежь, но и взрослые. Сюда колядовщики приносили собранные по дворам дары — лепешки, пироги, колбасы, орехи. Здесь разыгрывались представления — где-то куражились ряженые, а кое-где ставились настоящие театральные представления. Особо чтились постановки «Царя Максимилиана». Под руководством отставного солдата или местного грамотея молодежь тайком еще до Рождества готовила костюмы и заучивала роли. Зато потом было море восторгов и на актеров сыпались всевозможные дары.

Праздничный стол наших предков был несравненно скуднее, нежели наш. Накануне Рождества забивались свиньи, откормленные телята, гуси, утки. Это диктовал нехитрый быт — холодильников не было, и на Руси мясо долго сохранялось только в зимнее время. Появление мясных блюд на столе само по себе уже было праздником. На Рождество пеклись в богатых домах пшеничные лепешки, а в бедных — ржаные. Праздничный стол украшали различными соленья и варенья, заготовленные летом. Из напитков — различные домашние настойки, брага и самодельное пиво. Самый простой способ нарядиться на Рождество — вывернуть наизнанку дубленку, обуть дедовские валенки и отправиться с колядками по соседям. Авось, что-нибудь перепадет!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру