Когда Русская Церковь отмечает Новый год

Перейдут ли православные на григорианский календарь?

В головах наших современников порой возникает полная путаница. На Западе не только католики, но протестанты и часть православных отмечают Рождество Христово 25 декабря. После этого торжественно встречают Новый год, 6 января празднуют Богоявление, а мы 7 января — православное Рождество. Что произошло? Почему возникла такая разница в праздновании Рождества между западными и восточными христианами? С этим вопросом мы обратились к настоятелю храма святых бессребреников Космы и Дамиана, кандидату богословия, священнику Александру Борисову.

Перейдут ли православные на григорианский календарь?

— Русская Православная Церковь не отмечает так называемый «старый» новый год 14 января. В этот день празднуется Обрезание Господне, поскольку, согласно церковному преданию, на восьмой день после Рождества Младенец Иисус был обрезан. Обрезание в ветхозаветной Церкви — символ посвящения младенца Богу. В этот же день отмечается память святителя Василия Великого, одного из выдающихся святых 4 века, создателя монашеских уставов, борца против арианской ереси.

— А когда Церковь празднует Новый год?

— 14 сентября. Именно в этот день начинается церковный Новый год, иначе — Новолетие. Этот обычай начинать новый год в сентябре связан опять-таки с ветхозаветной традицией. Год заканчивался вместе с уборкой урожая. До ХVI века Церковь пользовалась юлианским календарем. Римляне заимствовали его у египтян, но в 46 году до нашей эры Юлий Цезарь усовершенствовал его. Именно поэтому он называется юлианским. В 1582 году по инициативе римского папы Григория ХIII был введен более совершенный календарь, который получил название григорианского. Реформа была вызвана тем, что юлианский календарь отстает от реального года на одни сутки за каждые 128 лет. Если следовать юлианскому календарю, то Пасха должна была со временем переместиться на лето, а потом на осень. Григорианский стиль свел отставание на одни сутки за 3300 лет. Но при реформе возник разрыв между Восточной Церковью, которая осталась верна юлианскому календарю, и Западной, которая перешла на григорианский. В ХVIII веке разрыв между двумя стилями составлял 11 суток, в ХIX — 12, а в ХХ уже 13 суток! В 1917 году большевики также перешли на григорианский календарь. В 1923 году попытку перейти на этот же календарь предпринял патриарх Тихон. Но за год до него это попытались сделать «обновленцы» («пятая колонна» внутри Русской Церкви, искусственно созданная большевиками). Поэтому реформа оказалась скомпрометированной и патриарх был вынужден отказаться от нее. На григорианский календарь перешли католические и протестантские церкви, а также часть православных. В том числе Константинопольская, Элладская, Александрийская, Антиохийская, Кипрская, Румынская, Финляндская, Македонская, Американская, Польская, Чешская и Болгарская. Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская в силу исторических особенностей сохранили юлианский календарь.

— Когда на Руси стали отмечать гражданский Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января?

— Только при Петре I. Но Церковь сохранила старые обычаи. Из-за разницы между календарями происходит разнобой гражданских и церковных праздников. До революции Новый год отмечали по юлианскому календарю — то есть 14 января по новому стилю. Конечно, хотелось бы, чтобы все россияне отмечали Рождество накануне Нового года. Ведь оканчивается Рождественский пост и можно спокойно сесть за новогодний стол со всеми яствами. Сейчас время святок. Оно продлится вплоть до 18 января, когда верующие начнут готовиться к празднику Богоявления. В народе его еще называют Крещением. Накануне праздника — крещенский сочельник, когда Церковь призывает своих прихожан к строгому посту. До революции на Крещение обычно освящали воду в реках и прудах, а наиболее ревностные прихожане совершали омовение в прорубях после освящения воды.

— Как вы считаете, перейдет ли Русская Церковь на григорианский календарь?

Когда подобная попытка была предпринята в 1923 году патриархом Тихоном, большинство верующих противостояло этому нововведению, и патриарх был вынужден отказаться от перехода на новый стиль. Григорианский календарь также несовершенен, как и юлианский. Быть может, вскоре будет предпринята очередная реформа календаря, и вот тогда стоит подумать об этом. Подобные реформы в Церкви требуют особого подхода и этим должен заниматься Поместный Собор. Если на очередном Поместном Соборе будет поставлена проблема календаря, можно надеяться, что Собор примет мудрое решение, которое будет воспринято всем церковным народом. Единство церковного народа важнее календарных отличий.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру