В московских школах теперь будут изучать «понятную математику» в трех уровнях

С 1 сентября этого года в ряде московских школ преподавание математики пойдет принципиально по-иному.

Вместо привычных «А», «Б» и «В», 10-е и 11-е классы будут делиться на уровни: «Математика для жизни»; «Математика для будущих гуманитариев и инженеров-эксплуатационников»; «Математика для поступления в Физтех или Мехмат». Такова суть проекта «Понятная математика», представленного Департаментом образования Москвы 6 марта.

С 1 сентября этого года в ряде московских школ преподавание математики пойдет принципиально по-иному.

Как ранее писал «МК», со временем революционные преобразования системы преподавания математики пройдут по всей стране. Но пока Минобрнауки завершает разработку полного комплекса мер, Москва, традиционно являющаяся закоперщиком всяческих новшеств в системе образования, вызвалась быть пилотным регионом и опробовать новшества в своих школах.

Нынешняя ситуация с преподаванием школьной математики по России и в самом деле критическая. По данным руководителя Центра педагогического мастерства Ивана Ященко, «каждый третий ученик 10-11-х классов российской школы не способен усваивать на уроках материал по математике и делает домашние задания формально. До половины уроков в школе неэффективны и по сути являются пустой тратой времени». Не удивительно, что «до 20% выпускников российских школ по уровню своих математических компетенций стоят не выше 8-го класса. Еще до 40% - не выше 9-го. И лишь 20% по уровню знаний могут претендовать на поступление в технические вузы. Этого однозначно недостаточно для удовлетворения потребностей российской экономики!»

Навести порядок в преподавании «царицы наук» в школе призван московский проект, условно названный «Понятная математика». В его основу, по словам разработчиков, положено четкое выделение направлений требований к математическому образованию в зависимости от возможностей и желаний каждого конкретного учащегося старших классов. Всего же в рамках модульных программ ученик сможет выбрать одно из направлений: «Творческая область математики» (для будущих математиков-академиков); «Прикладная математика» (для гуманитариев и инженеров) и «Математика для успешной жизни» (чтобы без затей, но достойно сдать ЕГЭ и получить аттестат о среднем образовании).

Примечательно, что оценки будут соответствовать уровню изучения математики школьником. Как это сделать технически, а, главное, как увязать с вступительными экзаменами, еще предстоит уточнить – время дл сентября есть. Но ясно одно: «Мы будем оценивать не абстрактные знания, а освоение материала по данному направлению (уровню) обучения,- подчеркнул Ященко. – А это значит, что будут «пятерки» и у тех, кто захочет учиться «Математике для жизни». На начальном этапе в пилоте будут участвовать лучшие преподаватели математики города. Повышение квалификации остальных пойдет через открытые интернет-курсы. А в будущем этим займется магистратура педагогических направлений».

Вначале, уточнил «МК» Ященко, «проект запустят в пилотных школах Москвы. Затем – в масштабах всего города. Одновременно в школах будет усиленно развиваться и ай-ти-направление. Другое новшество – создание математических классов не только в матшколах, но и во всех прочих – многопрофильных или, скажем, языковых». Но заставлять школы участвовать в матпилоте никто не будет, особо подчеркнул «МК» столичный министр образования Исаак Калина: «Никто никого назначать участником проекта не собирается: участвовать или нет, решает сама школа. Ну, а те директора, что решили поучаствовать, уже могут подавать заявки: 1 сентября мы стартуем».

Сколько окажется желающих, покажет время. Но как минимум интерес к проекту в городе очень велик, не сомневается Ященко: «На совещания с директорами школ по этому вопросу приходит так много народа, что все желающие не помещаются».

Усиленно интересуются математикой и точными науками в целом в последнее время и московские семьи: «Такое ощущение, что наши родители научились нутром предчувствовать, какие специальности будут востребованы на рынке труда через 10-15 лет, – обрисовал ситуацию директор Центра образования № 548 «Царицыно» Ефим Рачевский. – Во всяком случае, в этом году на 50 мест инженерного направления в 5-х классах нашей школы конкурс – 6,5 человек на место. А раньше, отдавая к нам ребенка, родители спрашивали: “Выучите его на прокурора?»