В московских школах теперь будут изучать «понятную математику» в трех уровнях

С 1 сентября этого года в ряде московских школ преподавание математики пойдет принципиально по-иному.

06.03.2014 в 20:23, просмотров: 3207

Вместо привычных «А», «Б» и «В», 10-е и 11-е классы будут делиться на уровни: «Математика для жизни»; «Математика для будущих гуманитариев и инженеров-эксплуатационников»; «Математика для поступления в Физтех или Мехмат». Такова суть проекта «Понятная математика», представленного Департаментом образования Москвы 6 марта.

В московских школах теперь будут изучать «понятную математику» в трех уровнях
фото: Геннадий Черкасов

Как ранее писал «МК», со временем революционные преобразования системы преподавания математики пройдут по всей стране. Но пока Минобрнауки завершает разработку полного комплекса мер, Москва, традиционно являющаяся закоперщиком всяческих новшеств в системе образования, вызвалась быть пилотным регионом и опробовать новшества в своих школах.

Нынешняя ситуация с преподаванием школьной математики по России и в самом деле критическая. По данным руководителя Центра педагогического мастерства Ивана Ященко, «каждый третий ученик 10-11-х классов российской школы не способен усваивать на уроках материал по математике и делает домашние задания формально. До половины уроков в школе неэффективны и по сути являются пустой тратой времени». Не удивительно, что «до 20% выпускников российских школ по уровню своих математических компетенций стоят не выше 8-го класса. Еще до 40% - не выше 9-го. И лишь 20% по уровню знаний могут претендовать на поступление в технические вузы. Этого однозначно недостаточно для удовлетворения потребностей российской экономики!»

Навести порядок в преподавании «царицы наук» в школе призван московский проект, условно названный «Понятная математика». В его основу, по словам разработчиков, положено четкое выделение направлений требований к математическому образованию в зависимости от возможностей и желаний каждого конкретного учащегося старших классов. Всего же в рамках модульных программ ученик сможет выбрать одно из направлений: «Творческая область математики» (для будущих математиков-академиков); «Прикладная математика» (для гуманитариев и инженеров) и «Математика для успешной жизни» (чтобы без затей, но достойно сдать ЕГЭ и получить аттестат о среднем образовании).

Примечательно, что оценки будут соответствовать уровню изучения математики школьником. Как это сделать технически, а, главное, как увязать с вступительными экзаменами, еще предстоит уточнить – время дл сентября есть. Но ясно одно: «Мы будем оценивать не абстрактные знания, а освоение материала по данному направлению (уровню) обучения,- подчеркнул Ященко. – А это значит, что будут «пятерки» и у тех, кто захочет учиться «Математике для жизни». На начальном этапе в пилоте будут участвовать лучшие преподаватели математики города. Повышение квалификации остальных пойдет через открытые интернет-курсы. А в будущем этим займется магистратура педагогических направлений».

Вначале, уточнил «МК» Ященко, «проект запустят в пилотных школах Москвы. Затем – в масштабах всего города. Одновременно в школах будет усиленно развиваться и ай-ти-направление. Другое новшество – создание математических классов не только в матшколах, но и во всех прочих – многопрофильных или, скажем, языковых». Но заставлять школы участвовать в матпилоте никто не будет, особо подчеркнул «МК» столичный министр образования Исаак Калина: «Никто никого назначать участником проекта не собирается: участвовать или нет, решает сама школа. Ну, а те директора, что решили поучаствовать, уже могут подавать заявки: 1 сентября мы стартуем».

Сколько окажется желающих, покажет время. Но как минимум интерес к проекту в городе очень велик, не сомневается Ященко: «На совещания с директорами школ по этому вопросу приходит так много народа, что все желающие не помещаются».

Усиленно интересуются математикой и точными науками в целом в последнее время и московские семьи: «Такое ощущение, что наши родители научились нутром предчувствовать, какие специальности будут востребованы на рынке труда через 10-15 лет, – обрисовал ситуацию директор Центра образования № 548 «Царицыно» Ефим Рачевский. – Во всяком случае, в этом году на 50 мест инженерного направления в 5-х классах нашей школы конкурс – 6,5 человек на место. А раньше, отдавая к нам ребенка, родители спрашивали: “Выучите его на прокурора?»