Дело о подмене казанских младенцев: неизвестные факты

"МК" удалось пообщаться с обеими семьями, в которых воспитывались чужие сыновья

В Вахитовском районном суде Казани на этой неделе началось рассмотрение скандального дела о подмене детей. На судебное заседание пришли обе матери, которым почти 30 лет назад в роддоме поселка Дербышки перепутали сыновей.

"МК" удалось пообщаться с обеими семьями, в которых воспитывались чужие сыновья
Флюра Фазлыева с Ильшатом

«Я его не уберегла»

Среда, Вахитовский суд Казани. Первой к залу заседания суда подошла Разия Факарова. Именно она решила призвать казанских медиков к ответу. А потом уже иск подала и другая пострадавшая – Флюра Фазлыева.

Ни о каком уголовном деле, конечно, речи сейчас идти не может. Врачи дербышкинского родильного дома допустили халатность, перепутав новорожденных детей, почти 30 лет назад.

Сейчас Разия настаивает на компенсации морального вреда.

В 2011 году она узнала, что на протяжении 18 лет воспитывала чужого ребенка. К тому времени Айдар был уже восемь лет как мертв.

Разия Факарова

- Я не уберегла его, он ввязался в неприятную историю. Его подставили, а когда милиционеры пришли, в квартире нашли его повешенным. Я до сих пор не верю в то, что он это сам мог сделать, - сбивчиво и не сдерживая слез, рассказывает Разия.

Айдар в семье Факаровых был третьим ребенком.

- У меня есть еще два сына - Рустем и Ренат. Я ждала дочку, а родился третий мальчик, - вспоминает мать.

У женщины никогда не возникало сомнений в том, что Айдар может быть неродным по крови ребенком. Хотя, от старших братьев он отличался характером. Айдар рос очень подвижным и озорным ребенком. Мама не скрывает, что в дневниках учителя частенько писали жалобы на поведение парнишки. Старшие братья были спокойнее.

Разия Факарова с сыном Ренатом

Она очень мечтала о дочке, но когда родился Айдар, ничуть не пожалела, что Господь ей даровал еще одного сына.

- Айдар рос очень мягким и ласковым ребенком. Он всегда был моим помощником в любых делах, всегда был рядом со мною, - вспоминает Разия. – Но вот я его не уберегла. Все эти годы я живу с этим грузом. Эта боль до сих пор не утихает.

Когда в ноябре 2011 года ей по телефону позвонила незнакомая женщина (это была Флюра Фазлыева), и заявила, что их сыновей подменили в роддоме, не поверила. А когда произошла встреча, эмоции нахлынули с еще большей силой. Ведь ее родной сын оказался …живым!

- Ильшат живой, а Айдара нет! Вы понимаете это? Не уберегла, не уберегла, - сквозь слезы говорит Разия.

Впрочем, за те два года, что она общается с семьей Ильшата, она не услышала в свой адрес ни единого слова упрека. Флюра Фазлыева, воспитавшая Ильшата, как родного сына, до сих пор не может себе простить, что начала поиски так поздно. Ведь все эти годы в ее душе были большие сомнения. Теперь о них она говорит открыто.

«Нас так воспитывали – доверять врачам»

- Ведь я видела новорожденного сына только в пеленках. Первый раз смогла разглядеть только на следующий день, когда после обеда мне принесли ребеночка на кормление. Я тогда даже удивилась. Я родила блондина? Да у нас в семье все черноволосые! – вспоминает Флюра Фазлыева.

Женщина вспоминает, что первое время даже отказывалась кормить младенца.

- На меня посмотрели с удивлением. Мол, мамаша, чего тут говоришь ерунду, вот тебе бирка. А на ней – мои имя и фамилия «Фазлыева Флюра», - продолжает женщина.

Фазлыевы

Кстати, именно эта буква «Ф» и стала причиной всех бед. Флюра Фазлыева и Разия Факарова рожали в один день - 3 июля 1986. А потом еще лежали в одной палате. Женщины не исключают, что бирки на младенцах просто перепутали.

- Я настолько была уверена, что принесли чужого ребенка, что даже температура поднялась. Как только подношу грудь ко рту ребенка, так сразу протест какой-то был в душе! Не могу кормить, хоть режьте! – говорит Флюра.

Взволнованную мать смог успокоить только супруг, который сказал, что среди Фазлыевых есть светловолосые родственники.

«Нет, это не наш ребенок, что-то он не похож», - тогда, после возвращения домой заявила Флюре ее свекровь.

«Да что, вы, мама, он на вас похож, у него такие же голубые глаза и светлые волосы», - еще неизвестно кого в очередной раз пыталась успокоить мамочка. К тому моменту она уже свыклась с мыслью, что кричащий комочек и есть ее родной сынишка.

- Мы так были воспитаны в советские годы. Мы безоговорочно доверяли врачам. Мы верили всему, что они нам говорили, - с сожалением говорит женщина. И все же, где-то в глубине душе у Флюры были сомнения, но она гнала их от себя прочь .

Фазлыевы

- Это очень сложно передать словами. Это скорее можно назвать просто материнским инстинктом, - вздыхает Флюра.

Кстати, Айдар Факаров и Ильшат Фазлыев учились в одной школе, в параллельных классах, но ни у кого не возникали даже мысли о том, что мальчики воспитываются не в родных семьях.

«Мы с тобой не одной крови»

Первый раз серьезно о своих опасениях Флюра заговорила с мужем в 2005 году - после того, как их сын перед уходом в армию принес результаты анализов крови. Оказалось, что у Ильшата – вторая, у отца и матери – третья. Но как не доверять врачам? Ведь они же сказали женщине, что такое возможно! Хотя ученые уже давно выяснили, что в случае Фазлыевых возможно рождение ребенка только с третьей группой крови или первой, но никак не второй!

Обеспокоенные родители продолжали ждать.

- Осенью 2011 года я увидела рекламу по телевизору, что можно сделать анализ ДНК, и уговорила мужа пойти. «Удовольствие», конечно, было не из дешевых. 16 тысяч 500 рублей стоила процедура. Но мы тут вышли на пенсию, и решили потратить эти деньги. Муж, конечно, не сразу согласился, - говорит Флюра.

Результат потряс родителей, они не знали, как обо всем рассказать сыну. Ведь долгие годы они были уверены в своих кровных связях. Тайком от парня они взяли на анализ еще кровь Ильшата, и когда получили отрицательный результат, решились рассказать сыну.

- Для него это был шок. Он плакал, я видела его слезы, он не мог их сдержать, - теперь плакала уже сама Флюра, вспоминая самый сложный момент в жизни ее семьи. – Он очень сильно боялся, как сложится жизнь дальше. Но я его заверила, что ничего не изменилось. Я его люблю, и так же сильно, как прежде любила. Он по-прежнему наш сын. И Ильшат успокоился.

Тут к Флюре подошел Ильшат, следом за ним - Разиля со средним сыном Ренатом. В суде Ренат представляет семью Факаровых в качестве юриста. И первым, что бросилось журналистам в глаза, это насколько похожи Ильшат Фазлыев и Ренат Факаров. Ну, просто одно лицо!

Родственники улыбнулись друг другу, потом обнялись.

- Два года прошло с того момента, но выстраивание отношений идет не так быстро. Тяжело привыкнуть к мысли, что у меня теперь две мамы и еще два брата, - говорит Ильшат Фазлыев.

Как говорят мамы, все четыре брата уже стали хорошими друзьями. Сейчас они строят кирпичный дом, в котором хотят жить одной большой семьей.

- Надо чаще встречаться, общаться, чтобы все улеглось в сердце. Теперь надо упущенное наверстать, - считает Ильшат.

Как говорит Разия, обретенный сын не оставляет ее одну. У Ильшата есть жена и четырехлетний ребенок, но он находит время, чтобы навестить вторую маму в выходные дни и на праздники.

Публичное извинение министра здравоохранения Татарстана

Судебное заседание длилось всего 15 минут. Объединение двух исковых заявлений Факаровых и Фазлыевых в одно дело и разбирательство по существу – 15 апреля. Такое решение принял судья.

В качестве ответчиков выступают исполком Казани (больницы, в которой перепутали дети, в настоящее время уже нет) и Минздрав Татарстана.

Семья Фазлыевых настаивает на 5 миллионах рублей в качестве компенсации морального вреда и 22 тысячах рублей в качестве компенсации за проведение двух экспертиз ДНК. А вот Разия Факарова увеличила сумму. Если раньше говорилось о сумме почти в 1,9 миллиона рублей, то сейчас сумма компенсаций за моральные и физические страдания увеличена до шести миллионов рублей. Кроме того, Разия Факарова переадресовала иск к Минздраву России. Потому как события происходили в советские времена, и ответственность теперь должно нести федеральное ведомство.

Факаровы в суде будут настаивать на том, чтобы министр здравоохранения Татарстана публично извинился перед Разией.

- Мы считаем, что нашей семье нанесен урон. Власти никакого внимания к нашей проблеме с 2011 года, когда стало известно о подмене, не проявляли. Никакой психологической помощи нам не оказали. Я считаю, что в этой системе здравоохранения надо наводить порядок. Они должны нести ответственность за работу своих работников, - заявили Факаровы.

- Из-за халатности врачей, поменялись судьбы детей. Я, так вообще не увидел своего родного отца, - продолжил уже Ильшат. Дело в том, что мужчина скончался еще за год до смерти Айдара, который теперь уже никогда не узнает, что воспитывался в чужой семье.

- Вот так. Искала я своего сыночка среди живых, а нашла на кладбище, - сквозь слезы поделилась с корреспондентом «МК» Флюра Фазлыева. - Даже куры воспитывают своих детей. Возьмут их под крылышко, и никого не подпускают к себе. А я, что получается, хуже курицы?

МК-Поволжье

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру