Водка уходит в подполье?

Готова ли Россия к кратному увеличению стоимости крепкого алкоголя

На минувшей неделе минимальная цена пол-литровой бутылки водки приблизилась к рекордной для российского сознания отметке в 200 рублей. На фоне украинского конфликта и уверенного падения рубля рост цен на водку прошел практически незаметно. Тем не менее эксперты алкогольного рынка, экономисты и наркологи не промолчали. Они в один голос заявили, что благие намерения пополнить госбюджет и снизить алкогольную зависимость населения в данный момент вряд ли сработают. Более того — развернут рынок в сторону нелегальной продукции, самогона и суррогата.

Готова ли Россия к кратному увеличению стоимости крепкого алкоголя

За последние пять лет водка подорожала почти в два с половиной раза: минимальная розничная цена за пол-литровую бутылку увеличилась с 89 рублей в 2010 году до 199 рублей в 2014-м. В августе нынешнего года ожидается еще одно подорожание — до 220 рублей за бутылку 0,5 литра. Таким образом, к концу года стоимость одной бутылки «топовой» водки будет обходиться покупателю в 280—300 рублей (против 110—120 рублей в 2010 году). По наблюдениям маркетологов, так стремительно не дорожал в России ни один потребительский товар: цены на водку в разы обогнали инфляцию и практически сравнялись с минимальной розничной ценой этого алкогольного напитка в Европе. Сегодня бутылка водки в России стоит примерно столько же, сколько в Германии — 4,4 евро (220 рублей/ 50 — 4,4). При этом уровень доходов среднего немца и россиянина мало сопоставимы.

Политика Росалкогольрегулирования «на удорожание» преследует несколько целей. В первую очередь, разумеется, благородную: через повышение цен на водку государство стремится бороться с алкогольной зависимостью россиян. Работает проверенная формула: чем выше стоимость водки, тем ниже потребление. Цены на алкогольную продукцию регулируют с помощью изменения акцизной ставки. Сейчас она составляет 500 рублей за 1 литр чистого этилового спирта в готовой продукции (100 рублей на бутылку водки), а еще два года назад была в два раза меньше — 254 рубля за литр. В 2015 году ставка акциза возрастет до 600 рублей, а в 2016-м — до 660 рублей. Все это в свою очередь отразится на конечной стоимости продукта.

Вторая цель удорожания — экономическая: с помощью жесткой акцизной политики государство намеревается заработать больше денег в бюджет, который сегодня, как известно, испытывает острый дефицит. Последние годы производство и продажа алкоголя давали неплохую прибавку к основным статьям дохода. В 2010 году ставка акциза выросла на 10%, а собираемость налога увеличилась на 11,7%. Это время сегодня вспоминают, как одно из самых благополучных для отрасли. Наверное, впервые за время существования алкогольного рынка были предприняты комплексные меры по наведению порядка в сфере производства и продажи алкоголя: введена минимальная цена, закрыты нелегальные производства. Казалось бы, хороший повод закрепиться на достигнутом и уже затем, обеспечивая легальность и контроль, продолжить повышение акциза, чтобы выполнить продекларированную задачу деалкоголизации населения. Но правительство пошло путем резкого повышения ставок. В результате производство легальной продукции пошло на спад, и рост налоговых поступлений притормозился: в 2013 году он составил всего лишь 25%, в то время как ставка акциза выросла на 57%.

Рост акциза спровоцировал увеличение цен на конечный продукт. Как только легальная водка стала слишком дорогой для среднестатистического рядового потребителя, на смену ей, как грибы после дождя, потянулись всевозможные заменители: самогон, аптечные спиртовые настойки, жидкости бытового назначения и прочая отрава. В 2012 году процент покупателей нелегального алкоголя насчитывал примерно 30% от общего числа потребителей. В 2013 году ситуация изменилась в худшую сторону: практически половина потребителей крепких спиртных напитков перешли на контрафактную водку, суррогаты и самогон, которые реализуются через нелегальные каналы. Большая часть «левой» водки, так же как и спирта, производится в южных регионах России, в первую очередь в Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Дагестане. Сегодня лицензию на производство там имеют не более десятка предприятий, однако абсолютно очевидно, что есть заводы, которые выпускают продукцию нелегально. По-видимому, местные правоохранительные органы покрывают их деятельность, получая свою долю в сверхдоходах от преступного бизнеса, а нелегальная водка продается из-под полы в официальных магазинах.

Настойки типа «боярышник» крепостью 50—65% продаются в аптеках без рецепта, в любое время суток и любой возрастной категории (в отличие от алкоголя). В пересчете на водку стоят они около 30—40 рублей за бутылку, и в общем котле нелегального алкоголя занимают до 16 млн дал в водочном эквиваленте (то есть 15% от официального объема реализации в розничной сети). Еще одно зло алкогольного рынка — так называемая казахская водка. Партии товара завозят посредники-челноки из стран Таможенного союза. «Входная цена» в магазинах базируется в пределах 50—100 рублей за пол-литровую бутылку. «Навар» образуется, главным образом, за счет разницы в акцизах — казахский акциз в два раза ниже российского. Ну а всякого рода бытовые суррогаты — омыватели, жидкости для розжига, размораживатели замков — опять выкашивают ряды самых маргинальных выпивох. По утверждению руководителя отдела информатики и системных исследований Московского НИИ психиатрии Минздрава РФ, доктора медицинских наук Александра Немцова, в России от отравлений суррогатами водки ежегодно умирают порядка 500 тысяч. «Я считаю, что главной причиной российского пьянства является огромное количество произведенных подпольно крепких алкогольных напитков, — заявляет Александр Немцов. — В результате того, что эти напитки выходят на рынок безакцизно, они становятся очень дешевыми, а значит, широко доступными. И это первое, с чем должно бороться наше руководство в сфере алкогольной политики».

Получается, что борьба с алкогольной зависимостью на деле оборачивается бесконтрольным разгулом нелегальной продукции. Государство резко повышает акциз, объясняя это в первую очередь необходимостью снижения объемов потребления водки и оздоровления населения. Однако в результате только играет на руку нелегальным производителям спиртного, которые инвестируют средства в производство, мощнейшие каналы сбыта и захватывают более чем 50% всего оборота крепкого алкоголя. Как следствие, государство окончательно утрачивает контроль над алкогольным рынком, качеством и химическим составом реализуемой продукции.

Что можно предпринять в этой ситуации? Эксперты алкогольного рынка советуют: вернуться к более низкому акцизу (300 рублей на 1 литр чистого этилового спирта), усилить контроль за нелегальным оборотом спиртного и уже затем продолжить постепенное повышение акциза. По мнению аналитиков, это позволит удерживать цену на водку до 150—170 рублей за бутылку и поднять легальность потребления алкоголя до 95%. Кроме этого, аналитики советуют вкупе с понижением ставки акциза установить процедуру конфискации оборудования, на котором производится нелегальная алкогольная продукция, а также ужесточить правила ввоза крепкого алкоголя из стран Таможенного союза.

История борьбы с пьянством давно уже показала, что все запрещения, предписания, проповеди и строгие наказания в отношении алкоголя в большинстве случаев не дают положительного результата. Напротив — обостряют проблему. В странах, где зеленый змий пустил крепкие корни, пришли к выводу, что бороться нужно не с самим социальным пороком, а его причинами, то есть работать на повышение уровня жизни. При нормальных условиях труда и проживания, хорошей зарплате, достойном питании, интересном досуге и исправно работающем здравоохранении у граждан, по мнению ученых, потребность «топить горе в вине» сама собой сходит на нет.

Татьяна Владимирова

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру