Права нового образца стране не нужны

Кому будут выдаваться обновленные водительские удостоверения, если автошколы не имеют права учить их соискателей?

Начав с 1 апреля выдачу прав нового образца, МВД оказалось чуть ли не единственной структурой, исполняющей новые требования Закона РФ «О безопасности дорожного движения». Правда, впустую…

Кому будут выдаваться обновленные водительские удостоверения, если автошколы 
не имеют права учить их соискателей?

Напомним, что согласно поправкам в этот закон, вступившим в силу еще в ноябре прошлого года, в стране уже давно должны были появиться не только новые права, но и новые программы обучения водителей в автошколах, и новые методики приема экзаменов в ГИБДД, и краеугольный для всего перечисленного документ под названием «Профессиональный стандарт водителя». Увы, но «стараниями» отечественных бюрократов из всего этого сонма подзаконных актов, которые должны были в разы повысить безопасность дорожного движения (а сегодня состояние дел в этой «дисциплине» — катастрофическое), реализован был только один, касающийся водительских удостоверений. То есть без остальных — совершенно пустой и никчемный. Другими словами, новые права, изменившись внешне, не несут никакого нового, предусмотренного законами функционала. Так, несмотря на то что документ содержит категорию «М» (мопеды, скутеры, легкие квадрики), подкатегории «А1» (легкие мотоциклы с объемом двигателя до 125 кубических сантиметров), «В1» (квадроциклы и трициклы), «С1» (грузовики до 7,5 тонны), «D1» (автобусы до 16 мест), «С1Е» и «D1Е» (последние дают право на управление машинами соответствующих подкатегорий с прицепом), гаишных отметок в этих полях не появится! Как не появится в графе «Ограничения» отметка «AT», свидетельствующая о том, что вы обучались в автошколе исключительно на машине с «автоматом» и не имеете права управлять транспортным средством с механической трансмиссией.

И черт бы с ними, с этими пресловутыми блондинками, желающими учиться в автошколе и сдавать экзамены в ГАИ только на авто с автоматической трансмиссией (хотя, замечу, это конкретное нарушение их законных прав). Но вот на дороги выкатят тысячи (десятки тысяч?) подростков на скутерах-мопедах. По закону без прав с категорией «М» (открывается по достижении 16 лет) им это запрещено. Но вот уже официальные представители ГИБДД заявляют, что в отсутствие программ обучения и, следовательно, невозможности экзаменовки автоинспекция не будет препятствовать их, как правило, безбашенной езде. А в целом из 16 категорий и подкатегорий, имеющихся в новых удостоверениях, реально будут открываться только 7. В некоторых случаях это может обернуться запретом на профессию.

И все потому, что разработанные Минобром совместно с ГИБДД, Минтрансом и Минздравом новые программы обучения водителей, которые должны были вступить в силу по меньшей мере месяц назад, тормозятся другими министерствами — Минюстом и Минэкономразвития. Причем, как мы уже не раз писали, по надуманным причинам, на радость тем автошколам, что, работая по серым схемам, выпускают на дорогу недоучек — суть потенциальных убийц.

Напомним, что многострадальные минобровские программы прошли все стадии согласования, были обсуждены и поддержаны не только упомянутыми выше министерствами и ведомствами, но и профессиональным сообществом. И в итоге были, как это требуется, утверждены приказом министра образования.

Но вмешался Минюст. Промурыжив приказ два месяца, министерство «вдруг» вспомнило, что этот документ требует оценки регулирующего воздействия, которую производит Минэкономразвития. Оцениваться в том числе должны и последствия принятия документа для бизнеса.

И вот уже представитель Минэкономразвития заявляет в интервью газете «Известия», причем еще до получения итогов ОРВ, что «маленьким компаниям будет трудно технически обеспечить соблюдение заявленных правил». Что такое «маленькие компании» с точки зрения экономической науки применительно к автошколам — не объясняется.

При этом если уж говорить о бизнесе, то ст. 3 ФЗ «О безопасности дорожного движения» категорически заявляет, что «основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности». А ведь уровень безопасного управления начинающих водителей напрямую связан с качеством подготовки. Так, по итогам 2013 года 15% аварий с летальным исходом совершено по вине водителей со стажем управления до 3 лет. При этом ежегодные потери экономики России от последствий ДТП составляют в среднем 2,5% от ВВП. В 2013 году эта цифра составила 1,67 трлн рублей. И программы Минобра могут оказать на эту трагическую ситуацию реальное регулирующее воздействие. Если их, конечно, правильно оценит Минэкономразвития.

В чем лично я сильно сомневаюсь, учитывая, что за 12 дней нахождения программ на сайте regulation.gov.ru в процессе минэкономовского обсуждения принял участие один-единственный эксперт. А до этого, когда Минэкономразвития только вывесило здесь же уведомление о грядущем обсуждении, 75% посетивших эту страничку экспертов заявили о его ненужности.

Имеется в этой затянувшейся бюрократической истории и другой нюанс. Постановление правительства страны о порядке проведения оценки регулирующего воздействия касается ПРОЕКТОВ нормативных правовых актов. А в случае с программами обучения речь идет об уже подписанном министром образования ПРИКАЗЕ. Всего лишь юридическая коллизия, скажете вы. Ну да, ну да. Только «благодаря» ей не только нарушаются права граждан на получение новых прав, но и приостанавливается — и мы опять вернулись к проблемам бизнеса — лицензирование автошкол по всей стране. По сути, сегодня уже ни одна из них — ни маленькая, ни большая — не имеет права работать. Как оценит Минэкономразвития этот ущерб, уже наносимый экономике страны?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру