«Кабинет Путина – страшнее, чем самый тонкий лед!»

Юный полярники-инвалиды очень подружились с Павлом Астаховым, который вместе с детьми «тянул лямку» и рассказывал адвокатские «сказки».

Участники уникальной лыжной детской экспедиции дошли-таки до Северного полюса. Семеро детей-инвалидов, знаменитый путешественник Матвей Шпаро и детский омбудсмен Павел Астахов продирались сквозь снежные бури и арктические льды к самой шапке земного шара. Все сложности позади, и участники экспедиции уже в Москве. Они рассказали «МК» об особенностях маршрута, о многочисленных трудностях и их преодолении.

Юный полярники-инвалиды очень подружились с Павлом Астаховым, который вместе с детьми «тянул лямку» и рассказывал адвокатские «сказки».

18 апреля участники экспедиции дошли до самой северной точки Земли, с которой, как говорят полярники, невозможно пойти на север – любое направление будет южным! Ребята подняли на полюсе российский флаг, после чего попали в буран и долго ждали самолета, который вывез команду в Москву, где их встретил и принял Президент страны.

- В этом путешествии я больше всего почему-то боялась, что под теплой палаткой растает лед – говорит 17-летняя Карина Каусова, ученица московской коррекционной школы №52. – Но когда мы были приглашены к президенту, я ощутила, что зайти в кабинет Путина – страшнее, чем идти по самому тонкому льду!

- Ребята проявили совершенно сумасшедшую самоотверженность, стойкость, выдержку и самопожертвование – продолжает один из руководителей экспедиции, путешественник Борис Смолин. - Ради парня, который не слышит и имеет трудности со слуховым аппаратом, они даже выучили сурдо-язык!

- Насчет опасностей, кстати, - надо сказать, что они, безусловно, были – рассказывает главный руководитель маршрута Матвей Шпаро. – Да, Арктика сурова – и сегодня она не стала менее опасной, чем была 100-200 лет назад, какой её видели первые полярные путешественники. Но когда мы ждали самолет на полюсе, который не мог пробиться из-за снежной бури, сидели в палатке, экономя остатки пищи и топлива, многие почему-то посчитали, что мы в большой беде – это, конечно же, было не так! При этом без инцидентов все же не обошлось – к примеру, Ахурамазд Муминджанов из Сургута отморозил все десять пальцев на обеих руках… В тот день было минус 30 градусов и очень сильный ветер – около 15 метров в секунду. А при таком ветре его сила суммируется с морозом – есть даже специальные расчетные таблицы, показывающие, каким ощущается мороз при том или ином ветре. В тот день мороз фактически равнялся 45-48 градусам, и Ахурамазд всего лишь на минуту снял рукавицы, и первые фаланги всех десяти пальцев мгновенно побелели. Мы тут же все растерли, отогрели его ладони под мышками, но особенность даже легкого обморожения в том, что после него пострадавшие органы становятся очень чувствительными к последующим охлаждениям. Это значит, что парню будет невозможно делать массу мелких вещей, для которых надо снимать рукавицы – и кто-то должен стать его «руками», помогать застегнуть молнию на куртке, что-то поправить в снаряжении и так далее. Вызвался Никита Некрасов из Новокузнецка, который всячески помогал и поддерживал Ахурамазда, как настоящий друг! Эта маленькая история очень ярко показывает, как Арктика сплачивает!

 

Любопытно, что все участники экспедиции очень тепло отзывались о Павле Астахове, который был совсем не похож на крупного федерального чиновника. Омбудсмен, как и все, подчинялся руководителям маршрута: работал в полную силу, делился едой и наравне со всеми «тянул лямку». В прямом смысле этого слова! Поскольку на лямках путешественники тащили за собой сани со снаряжением и запасами.

- Павел Алексеевич постоянно развивал какую-то бурную деятельность, - рассказывает Борис Смолин. – То выкладывал из льдин слова «Северный полюс-2014». То собирал огромные солнечные часы несколько метров в диаметре. А по вечерам рассказывал ребятам свои адвокатские «сказки» - делился историями из своей юридической практики. Он реально легко вписался в команду, стал своим.

- Уже после экспедиции, обсуждая с ребятами пройденный маршрут и все приключения, мы пришли к выводу, что из «фирменных арктических особенностей» в этом походе обошлись только без двух вещей – не встретили белого медведя и не сожгли палатку! – продолжает Матвей Шпаро. - Медведи обходили нас стороной, на счастье (ребята очень боялись этого!), а палатка «почти загорелась» - затлел спальник от примуса, но его быстро вытащили и потушили!

- А я пару раз подвела друзей… - проявляет мужество горького признания 16-летняя Ксения Герман из Нижнего Тагила. – На базе «Барнео» забыла спальник, а в вертолете, на котором осуществлялась заброска, - лыжу! Лыжа у нас нашлась запасная – их брали на случай поломок, а вот запасного спальника не было… Спальник мне дал Матвей – у него он был специальный, двойной, и удалось отстегнуть половину.

- Да, Ксюша-растеряша буквально с первого дня предпринимала все, чтобы «завалить» экспедицию! – сурово шутит Дмитрий Шпаро, папа Матвея, легендарный «книжногиннесный» путешественник, который обеспечивал радиоподдержку группы в Москве, ежедневно выходя на связь.

Кстати, о радиоподдержке. В таких экспедициях надежная связь – залог безопасности и даже жизни. Как поддерживали связь с центром путешественники?

- В качестве основной и дублирующей связи у нас были спутниковые телефоны системы «Иридиум», - рассказывает Матвей. – Мы несли с собой три телефона и восемь аккумуляторов к ним. На каждом аппарате был 300-минутный резерв разговоров – итого 900 минут, которых бы хватило на все – и на вызов спасения, и на консультации с центром на случай какой-либо непредвиденной ситуации. А еще у нас имелся аварийный радиобуй – он служит радиомаяком для авиации и передает GPS-координаты.

Павел же Астахов, видимо, особенно хорошо подготовился к экспедиции по части связи с внешним миром. Ибо не проходило ни дня без сообщений в микроблоге чиновника. И даже когда бушевала буря и все сидели в палатках и ждали вертолета из Мурманска, который ни как не мог вылететь, омбудсмен умудрялся отправлять сообщения в свой твиттер - «Дошли! Сквозь буран, тяжело, но осилили последние км. Поставили палатку. Настроение улучшилось, но сил почти нет».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру