В Москве появилась новая категория школьников

Начат новый эксперимент с профильной школой

15.09.2013 в 18:09, просмотров: 4696

С нового учебного года московские власти запустили интереснейший эксперимент: создание в недрах четырех ведущих вузов — Московского института транспорта, МИФИ, Высшей школы экономики и Российского государственного гуманитарного университета — профильных школ-предуниверсариумов для старшеклассников. Об этом и о других новшествах начавшегося учебного года «МК» рассказал ректор РГГУ Ефим Пивовар.

В Москве появилась новая категория школьников

РГГУ — единственный гуманитарный университет среди четверки отобранных столичным Департаментом образования для апробации нового вида специализированных школ — предуниверсариумов. В вузе уже есть свой лицей. Но это обычная, хоть и специализированная школа. А вот школа-предуниверсариум впервые станет частью вузовской структуры.

Учеба в этом среднем учебном заведении нового типа пойдет по школьной программе для 10–11-х классов гуманитарной направленности, а после 11-го класса ее выпускникам вместе со всей страной придется сдавать ЕГЭ. Однако учить ребят по всем предметам, включая естественно-научные, здесь будут не школьные учителя, а профессура РГГУ. Да и учебный процесс будет иным: развивающие образовательные технологии и занятия, охватывающие обе половины дня, — теоретические и деятельностные.

Пока, уточнил Ефим Пивовар, в предуниверсариум РГГУ набраны два 10-х класса общей численностью более 30 человек. Набирали по конкурсу: по оценкам итоговой аттестации за 9-й класс (ГИА) и собеседования в вузе. Но это только начало: со временем число учеников будет расти. Во всяком случае, первому набору стиль учебы в необычной школе пришелся по вкусу: «Представляете, учителя нас здесь слушают!» — не устают удивляться они.

С оптимизмом РГГУ вступает и в новый тур министерского мониторинга эффективности работы вузов. И не он один. Новый мониторинг обещает стать менее драматичным для большинства российских высших учебных заведений. И не только потому, что с учетом прежних ошибок его критерии улучшились (к примеру, добавился такой реально объективный показатель работы вуза, как уровень трудоустройства его выпускников). Но главным образом потому, что на этот раз об этой акции и ее возможных последствиях официально объявлено всем. Впрочем, и прошлогодние проблемы пошли РГГУ на пользу, дал понять «МК» Ефим Пивовар:

— Вызов всегда имеет результат, ведь на него нужно отвечать! Вот и мы извлекли уроки из первого опыта мониторинга вузов и провели работу там, где смогли. Конечно, увеличить площадь, приходящуюся на одного студента, мы не можем, и она по-прежнему не превысит 12 кв. метров. Не повлияем мы и на объемы госфинансирования гуманитарной науки. А вот средний балл ЕГЭ у абитуриентов в этом году у нас вырос очень сильно — почти на 15 пунктов. И показатели трудоустройства наших выпускников очень высокие — за все время знаю только два случая обращения на биржу труда, да и то после длительного отпуска по беременности и родам. Да и доля иностранных учащихся теперь учитывает участников включенного обучения, а их у нас очень много.

Растут в РГГУ и преподавательские зарплаты. Но вузу ради этого пришлось провести серьезную оптимизацию кадров. И вот итог. Раньше тут преподавали представители более четырех десятков академических институтов — интеллектуальная элита отечественной фундаментальной гуманитарной науки. Теперь ряды совместителей редеют: чтобы в соответствии с указаниями президента угнаться за средними зарплатами по Москве, надо наращивать зарплаты, а значит, и учебную нагрузку штатных преподавателей, и избавляться от совместителей. Даже от самых лучших. Причем чем дальше, тем больше.

Проблема в том, что средние заработки по Москве не стоят на месте, а растут. Вот и когда в ходе предвыборной кампании Владимир Путин выступил с инициативой довести преподавательские зарплаты до средней по региону, в Москве они едва превышали 50 тыс. руб. в месяц. Сегодня это уже почти 60 тыс., а что будет к концу года, по словам Пивовара, «не знает и сам министр финансов». И вузам, чтобы не попасть в «черные списки» неэффективных, придется продолжить оптимизацию, а называя вещи своими именами — сокращение профессорско-преподавательских кадров. Как бы процесс не вышел за рамки здравого смысла!