При этом сегодня в «световом мире» существует множество новых современных технологий — новые светильники сами регулируют яркость, оптимально смешивая электрический и дневной свет, сами регулируют цветовой спектр, содержа в себе лампы с разной цветовой температурой — «теплого» и «холодного» свечения. Благодаря умной электронике в помещении всегда горит идеальный для глаз и учебы свет. К слову, недавно в школах Гамбурга был проведен эксперимент, в результате которого выяснилось, что при правильном освещении скорость чтения у детей повышается на 35%, а количество ошибок в текстах сокращается на 45%!
Жаль только, что подобное оснащение могут себе позволить лишь крутые коммерческие вузы или элитные частные гимназии. Впрочем, вариант есть, утверждают в Региональной общественной организации внедрения социально значимых инноваций, где предлагают обеспечить правильным светом все государственные школы и вузы, да вдобавок еще и бесплатно.
— В течение года-двух без дополнительных затрат со стороны бюджета можно оснастить все учебные заведения правильным светом, — рассказывает руководитель программы «Ученью — здоровый свет!» Дмитрий Степчук. — Работает эта схема так: коммерческие компании готовы поставить и смонтировать световое оборудование со значительной скидкой, которая образуется в результате отсутствия у них затрат на рекламу — а она порой составляет до 50% в цене товаров и услуг. Установка этого оборудования должна быть одобрена либо Департаментом образования, либо руководством самой школы с общественным советом (школа имеет право сама решать этот вопрос). Затем подключается банк-партнер с так называемым «энергосервисным контрактом» — банковской программой финансирования энергосберегающих мероприятий. Банк дает школе деньги на 3–5 лет, а та затем возвращает их за счет средств, которые у учебного заведения высвобождаются в результате экономии электроэнергии новым оборудованием — ведь после установки оборудования здание потребляет на 70% меньше электроэнергии, нежели ранее, а это весьма существенные деньги. При этом студенты и школьники ежедневно занимаются в аудиториях с идеальным светом!
Новаторская схема, по которой школы должны получить реконструкцию систем освещения без собственных затрат и денег от государства, может показаться утопической.
— В целом, я считаю, схема имеет право на существование, говорит Владимир Коссов, профессор факультета менеджмента Высшей школы экономики. — Если явление станет массовым, то оно будет реально интересным для банков-инвесторов, а компании, занимающиеся поставкой и монтажом оборудования, смогут серьезно снизить цены для учебных заведений за счет экономии на рекламе.