День защиты учителя

Злоба дня

04.10.2013 в 19:18, просмотров: 9230
День защиты учителя
фото: Геннадий Черкасов

Пятого октября у нас традиционный и прекрасный День учителя. Конфетно-букетный, воздушно-шариковый и улыбчивый праздник. Вот только улыбаться нашим учителям, по их собственным признаниям, приходится все меньше.

Недавний соцопрос показал, что 77% преподавателей готовы покинуть школу, как только у них появится такая возможность. «Не остается времени ни на дом и семью, ни на книги, ни тем более на театры и выставки, — так объяснила свою позицию одна из участниц этого опроса. — Дни давно слились во что-то единое. Входишь в ритм этой жизни, а затем наступает синдром эмоционального выгорания, когда уже ничего не хочется — даже жить!»

«Помимо самих уроков, подготовки к ним, проверки тетрадей необходимо писать кучу отчетов, планов, бессмысленных бумаг, имитировать бурную деятельность, не связанную с детьми и учебой, — вторит ей другая. — Это полностью уничтожает личную жизнь. Поэтому среди учительниц так много матерей-одиночек».

«Но ведь учителя теперь стали хорошо зарабатывать!» — возмутятся многие. Это действительно так, но в данном случае, как и во многих других, благие намерения привели в известное малоприятное место. Выполняя поручение президента довести уровень учительских зарплат до среднего по региону, чиновники от образования нашли лишь один выход: сократить число преподавателей и за счет этого увеличить зарплаты — и, соответственно, нагрузку — оставшимся. У чиновников просто не было другого выхода, ибо поручение-то им дали, а вот денег в достаточном количестве не выделили.

В результате учителя теперь получают неплохие зарплаты — но загружены так, что вздохнуть-выдохнуть не успевают. Уроки, тетради, педсоветы, совещания, снова уроки и — бумаги, бумаги, бумаги... Остановиться, оглянуться нет ни малейшей возможности. А ведь учительская профессия не менее, чем служенье муз, не терпит суеты. Не терпит спешки, текучки, плана по валу, вала по плану. Чем больше у педагога возможностей приглядеться к каждому из своих учеников, продумать предстоящий урок, проанализировать детские домашние задания и т.д. — тем эффективнее его работа. И, следовательно, тем больше профессиональное удовлетворение. Но о каком удовлетворении может идти речь, если учитель с горящим хвостом носится с урока на урок, а потом до глубокой ночи пишет, пишет, пишет — количество бумаг, которые ему необходимо заполнять, несмотря на все обещания, не уменьшается.

Все это очень трудно понять большинству родителей, которым закономерно хочется видеть индивидуальный подход и внимание к своему чаду. При этом далеко не каждый родитель способен трезво и объективно оценивать способности и поведение собственного ребенка, и во всех его неудачах и конфликтах с учителем мамы-папы обычно склонны винить последнего. Пиетет учителя в глаза самих детей тоже давно не тот — коли предки при них костерят «эту тупую Марьванну», то о каком пиетете может идти речь? Кроме того, преподаватели невольно оказываются виноваты в любых своих мировоззренческих выводах, политических позициях и взглядах на воспитание. Жалобы на учителей пестрят удивительным разнообразием: от «насаждает клерикализм», до «заявляет, что Бога нет», от «осуждает великого Сталина» до «говорит, будто Сталин победил в войне», от «ведет себя с детьми панибратски» до «чересчур строг» — и так до бесконечности. Получается, что учителям проще стать бездушными роботами, механически долбящими школьную программу.

Но, как ни удивительно, они ими не становятся. И, несмотря ни на что, время от времени ухитряются остановить этот бешеный поток. Ухитряются поговорить с ребенком по душам. Подобрать нужные слова. Им удается помочь подрастающему человеку найти себя, благотворно повлиять на его судьбу.

Дорогие наши учителя! Несмотря ни на что, вы есть и вы делаете все для того, чтобы наше будущее стало хоть немного лучше. Спасибо вам, и с праздником!