Генеральный секретарь Российского союза ректоров Ольга Каширина не сомневается: дискуссия вокруг предложения ректора НИУ-ВШЭ обнажила столкновение взглядов на задачи олимпиадного движения, в котором интересам миллионов детей и их родителей противопоставлены задачи узкой группы крупных вузов:
- Реальная задача развития олимпиадного движения – это расширение географического и возрастного охвата детей, мотивируя их через олимпиады к будущей реализации в науке и высоких технологиях. Ведь чем больше школьников соприкоснется с интеллектуальным творчеством в процессе олимпиад, тем больше из них увлечется и пойдет дальше. В предложениях Ярослава Кузьминова постоянно сквозит забота о развитии качества, повышении требований к лауреатам. Но это очевидная подмена понятий: по его же словам доля тех, кто недостоин звания лауреата составляет всего 0,2% от выпускников. А метод борьбы с ними, который он предлагает, затронет 10% выпускников - именно такова доля их участия в олимпиадах. В условиях острого демографического кризиса предлагается усилить ЕГЭ, который является инструментом привлечения талантливых абитуриентов из регионов в столицу. Ярких талантов всегда мало, сегодня, может быть, еще меньше. Вот борьба и усиливается. Но наша задача – обеспечить стремление миллиона школьников развивать регионы, а не обслуживать интересы малой группы вузов.
Более того, «сегодня при приеме в вуз олимпиадники составляют всего 2%, и только 10% от них имеют балл ЕГЭ ниже 70. Очевидно, что это уровень погрешности, и для реагирования на него введение радикальных инструментов не требуется»,- подчеркнула «МК» Ольга Каширина, особо призвав прислушиваться к регионам, которые выступили против предложения ректора НИ ВШЭ:
- Мы видим несогласие вузовского сообщества с данным предложением. Почему? Оно является попыткой недобросовестной конкуренции. Основа роста качества олимпиад и лауреатов состоит в соревновании на равных условиях, а не административном решении запустить механизм отсоса талантов их регионов. Нужно, наконец, остановить усиление «региональной иглы» столичных вузов.
Однако главной проблемой внесенных инициатив генсек РСР считает поддержание «инерции топтания на месте»: «Общество устало от постоянных тактических изменений в сфере образования «под себя». Нужны системные изменения: не «ЕГЭ или олимпиады», а «ЕГЭ и олимпиады». А это – портфолио, аккумулирующее все достижения абитуриента». Интеграция в портфолио формализованных и творческих академических достижений сделает вообще ненужными льготы при поступлении в вуз».
Ректор Новосибирского государственного технического университета Николай Пустовой: «Считаю олимпиады важнейшим профориентационным лифтом. Это особенно важно сегодня для технических вузов. Анализируя прием, мы видим, что с хорошими результатами ЕГЭ ребята зачастую подают документы на разные специальности – иностранный язык, историю, экономику. А те абитуриенты, которые много лет методично участвовали в олимпиадах по физике или математике, всегда твердо нацелены на инженерно-технических профиль. Не следует сужать их вход в вуз, ведь во время учебы упорство этих ребят во много крат оправдает себя».
Ректор Самарского государственного медицинского университета Геннадий Котельников: «Считаю, что олимпиады дают вузам возможность координировать качество поступающих абитуриентов, принимать к себе детей с высоким качеством подготовки. И стимулировать ребят - они понимают, что занимаясь подготовкой к олимпиаде, концентрацией усилий, можно получить полюсы при поступлении. Поэтому считаю сужение поддержки олимпиад неправильным в принципе!»
Ректор Санкт-Петербургского госуниверситета технологий и дизайна Алексей Демидов: «Результаты олимпиад по творческим предметам никакими баллами ЕГЭ ни подтвердить, ни опровергнуть, поскольку нет тех школьных предметов, по которым можно было бы сдать по ЕГЭ и подтвердить высокую оценку и талант, скажем, в рисунке, живописи или композиции».