«Федеральный перечень учебников» ежегодно издается Минобром и постоянно корректируется – включаются новые книги, заменяются одни другими, изымаются неудачные... Не в первый раз в Минобразования говорят о необходимости серьезно проредить этот список, ибо количество некачественных учебников коррелирует с объемом самого списка. И вот в этом году перечень сократился в 2,5 раза по сравнению с прошлым годом.
Издатели и педагоги в недоумении — под нож попали учебники, которые многие годы почитались учителями за образец. Положение таково: книги, не попавшие в федеральный список можно продолжать использовать в школах – если они уже были закуплены ранее. Но закупать их далее с 2014 года нельзя. Соответственно, если в школе есть линия учебников для, скажем. 5-6-7 классов, а для 8 она еще не куплена, то в 8 классе будут уже другие книги. Это значит, что учителя должны менять отработанные методики, государство – тратить огромные средства, а издательства – сводить концы с концами. Ведь если раньше Федеральный список был ежегодным, и не попавшие пролетали на год, то с 2014 список будет меняться раз в три года, а такого интервала издатели могут уже не выдержать…
- Ситуация выглядит катастрофической, – говорит Владимир Петерсон, исполнительный директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000», готовящего учебники Людмилы Петерсон. - Тысячи педагогов лишаются учебников, по которым они успешно работают много лет и достигают превосходных результатов у детей. Причина – абсолютно невежественные экспертные заключения от имени Российской академии образования (РАО), где предъявляются претензии об отсутствии патриотизма к учебнику математики! Десятки тысяч людей уже подписались под петицией в защиту учебников Петерсон, и требуют разобраться с квалификацией этих «экспертов»! А в Минобрнауки не нашли ничего лучше, чем ответить на это сомнением в реальности подписей под петицией... Беда еще в том, что если учебник получает несправедливую оценку со стороны экспертов, у издателя нет механизмов с этим бороться. На повторную процедуру переосвидетельствования и устранения недостатков учебники не берут. Из этого я делаю вывод, что нынешняя ситуация – это не результат какой-то ошибки или недосмотра, это спланированная атака, она затеяна умышленно Министерством образования для того, чтобы создать условия для недобросовестной конкуренции. Ведь изменения в систему формирования списка проводились очень быстро, так, чтобы никто не успел ничего предпринять.
- 70% российских школ занимаются по нашим учебникам английского – Биболетовой, Кауфмана, Азаровой и т.д., - говорит Алексей Конобеев, главред издательства «Титул». - Они много лет входили в федеральный список, министерство их регулярно рекомендовало для использования в школах, учителя с удовольствием с ними работали. Раньше была научная и педагогическая экспертизы, и при их успешном прохождении учебник автоматически попадал в список. При формировании перечня учебников на 2014 год Министерство образования изменило принцип экспертизы учебников – добавило общественную экспертизу и теперь решение принимает научно-методический совет при Минобре. Мы вовремя подали все учебники на экспертизу, все документы, прошли успешно всех экспертов, но в список нас не включили, не предоставив нам никаких убедительных обоснований – прочему?! Сослались на «непорядок» в названиях – по документам книга проходит, как учебник «Английский язык», а на обложках и титульных листах есть дополнительные названия – «Enjoy English» и «Happy English». Хотя ГОСТ позволяет использовать дополнительные заглавия.
Некоторые издатели пытаются искать правду в суде.
- Наши юристы подали иск к Министерству – требуем признать незаконным бездействие Министерства образования по отношению к нашим линиям учебников в этой ситуации, – рассказал «МК» руководитель издательства «Мнемозина», Игорь Безвиконный. – У нас просто нет выхода – из «Списка» были выброшены целые линейки наших учебников по русскому, литературе, биологии, химии, которые издавались многомиллионными тиражами долгие годы! И обидно, что отвергают учебники из-за сущей ерунды, формалистики – в одном документе написано «учебник 10 класса», а в другом – «учебник ДЛЯ 10 класса» - и все, это ошибка!
Российскую академию образования и издательство «Просвещение» - старейшего и крупнейшего игрока этой сферы — руководители других издательств обвиняют в попытке лоббирования собственных интересов с помощью Минобрнауки.
- И если издательства уходят с рынка, то не за счет увеличения нашей доли, - говорит Вера Степыгина, руководитель пресс-службы издательства «Просвещение». - Она остается неизменной на протяжении нескольких лет — колеблется в пределах 1-2%.
- Какие-либо из ваших учебников пострадали от ревизии Федерального списка-2014? Есть ли среди них давно зарекомендовавшие себя?
- У нас есть учебники, по разным причинам не прошедшие педагогическую экспертизу. Их оказалось 36 - чуть менее 10% от общего количества (всего мы подавали на экспертизу 415 учебников). Часть из них будем дорабатывать, от некоторых откажемся. В конце концов, хорош ли учебник для того, чтобы по нему занимались дети, решает не издательство, а школа и педагог, которые выбирают его для своей работы.
Представитель же Российской академии образования Антон Четвертков считает, что все претензии к квалификации экспертов РАО имеют весьма опосредованное отношение к самой академии, поскольку это эксперты, привлекаемые со стороны:
- Это не сотрудники РАО, но они профессиональные учителя, методисты, учителя школ, входящих в ТОП-400, среди них много кандидатов и докторов наук. Та же Любовь Ульяхина, которая, как сейчас везде говорят, является «виновницей» отрицательного отзыва на учебники математики Людмилы Петерсон – заслуженный учитель с опытом работы более 20 лет, лауреат гранта города Москвы. Сейчас её имя треплют в прессе, как человека некомпетентного, что совершенно не соответствует действительности! Кстати, журналисты вырывают из контекста фразы, как произошло с этой пресловутой «непатриотичностью математики». Тот факт, что на картинке изображены микки-маус или санта-клаус, далеко не главная претензия к этому учебнику. Куда важнее, насколько учебник ясен и понятен детям. В данном случае эксперту не понравилась фраза «многоугольник – это замкнутая линия без самопересечений»… Разве 7-летние дети поймут такую формулировку? Или вот задача по математике (подчеркиваю – по математике!) из учебника Петерсон – нарисована птичка на ветке и медвежонок под деревом. Вопрос – кто вверху, а кто внизу? Но где здесь вообще математика?! Это, скорее, «окружающий мир». Или другая задачка, в которой на рисунке весов баклажан (легкий и рыхлый внутри) равен по весу арбузу или дыне, чего никак не может быть. Таким образом закладывается неверное мироощущение у детей.
PS. Школы, к слову, уже бегут впереди паровоза, стараясь держать нос «по политическому ветру». Дочка автора этого материала учится в первом классе по учебникам математики Петерсон, и учитель уже успела сообщить родителям, что со следующего года Петерсон сменяют учебники системы «Школа России», которые издает «Просвещение», что вызовет их удорожание. Дело в том, что учебники Петерсон в варианте для первоклашек представляют собой тандем учебника и так называемой рабочей тетради – задачника, где примеры решаются прямо на его страницах. Учебники – многоразового использования и выдаются бесплатно, а рабочие тетради рассчитаны на один год, и на них родители сдают учителю деньги. Прежде это стоило 300 рублей в год, и на следующий год (2 класс) было сдано столько же. Но после того, как стало известно, что Петерсон сменит «Школа России», пришлось занести еще по 500 - итого уже 800 рублей…