В столице ликвидируют перебои с лекарствами для онкобольных

Чиновники объясняют их причину организацией системы торгов

Сегодня онкологические заболевания стоят на втором месте в списке причин, уносящих жизни россиян. Много говорится о том, как государство умело заботится об онкобольных. Однако на практике же онкологические пациенты из Москвы и области столкнулись с драматической ситуацией острой нехватки жизненно необходимых препаратов. В ситуации разбирался «МК».

Чиновники объясняют их причину организацией системы торгов

«Ситуация плачевная, — заявили нам в одной из известных пациентских организаций. — Точнее, она доведена до критической и грозит социальным взрывом. Количество лиц, получающих полноценное лечение от рака, благодаря новой организации системы лекарственной помощи доведено до мизера. Такого не было еще никогда».

Сегодня сложно стало получить не только инновационную терапию, но и даже простые и очень популярные препараты. Например, таксотер (очень популярный противоопухолевый препарат, использующийся при лечении рака молочной железы). Как рассказал «МК» председатель исполнительного комитета МОД «Движение против рака» Николай Дронов, «только с 1 апреля по 14 июня мы получили 25 звонков от москвичей по вопросам, связанным с лекарственным обеспечением. Речь идет либо об отказе в выписке, либо о невозможности отоварить рецепт (то есть препарата нет в аптеке, что означает, что Департамент здравоохранения не провел по нему торги). Возникает вопрос — а где импортозамещение? Например, в России локализовано производство препарата трастузумаба, российская компания обещала установить на него копеечные цены, и где все это?».

Во всех пациентских организациях, куда мы обратились, в ситуации обвиняют новую систему организации лекарственного обеспечения. «Теперь все заявки на препараты, которые поступают с «земли», попросту блокируются, — рассказали в одной общественной организации раковых пациентов. — В ближайшее время наше пациентское сообщество планирует обратиться в Министерство здравоохранения, иначе люди просто начнут выходить на улицы».

Впрочем, Николай Дронов в обращении в министерство выхода не видит — что называется, обращались, и не раз: «Проблема, к сожалению, связана даже не с деньгами, а с отсутствием системного подхода к лекарственному обеспечению таких пациентов. Например, еще в 2013 году приказом Минздрава утверждена Стратегия лекарственного обеспечения. Только граждане мало знают, что приказы Минздрава никого, кроме самого Минздрава, не касаются. Стратегия изначально оказалась мертворожденной. Уже который год мы просим принять Национальную стратегию по борьбе с раком. Ни одно государство мира за свой счет полностью рак не лечит. Но никто из наших организаторов здравоохранения не делает ничего, чтобы найти дополнительные источники для отрасли. У нас не получили развития такие популярные во всем мире инструменты, как ДМС или добровольное страхование от рака. Они так и остались инициативами отдельных страховых компаний. А экономить дешевле всего таким способом, который нашел городской Департамент здравоохранения. Государственные деньги экономятся бестолково и неумело, чем приносится больше вреда, чем пользы».

В «Движении против рака» намерены и дальше собирать обращения пациентов, чтобы понимать, как действовать в дальнейшем.

Между тем начальник управления фармации Департамента здравоохранения г. Москвы Константин Кокушкин сообщил «МК», что его ведомство своевременно, то есть еще осенью 2015 года, организовало работу, направленную на закупку лекарственных препаратов для онкобольных в 2016 году: «Но закупки лекарств предполагают проведение конкурентных процедур, регламентированных законом. Одно из главных требований к организации торгов — предоставление потенциальным участникам достаточного времени для оформления заявок. Иногда случается, что проведение конкурентных процедур не приводит к заключению контракта. Тогда в результате повторных торгов времени на поставку лекарства уходит больше запланированного. Кроме того, законом предусмотрена организация торгов только по международным непатентованным наименованиям лекарств (МНН), тогда как некоторые пациенты хотят получать лекарства по торговым маркам. В таких случаях бывают жалобы на отсутствие тех или иных препаратов, хотя они есть в наличии, но под другим названием. Финансирование на обеспечение лекарственными препаратами льготников (в том числе онкологического профиля) предусмотрено в достаточном объеме. В апреле правительством Москвы дополнительно выделено на закупки лекарств 5 млрд рублей. По большой номенклатуре закупленных препаратов имеются складские запасы. Временная дефектура всегда контролируется, принимаются меры по ее устранению в минимально возможные сроки. Так, в частности, недавно случилось с обеспечением больных препаратом фулверстрант. В течение всего 2016 года и до самого последнего времени обеспечение больных этим препаратом осуществлялось за счет закупок от декабря 2015 года. По мере формирования дефектуры больные были переведены на аналог препарата — тамоксифен, имеющийся в достаточном количестве. На отсроченном обеспечении находились восемнадцать рецептов. Поставка препарата фулверстрант осуществлена 20 июня текущего года. За счет нее предполагается закрыть существующую потребность. Следующая поставка данного препарата запланирована на вторую декаду июля 2016 г. На все обращения, касающиеся лекарственного обеспечения, Департамент здравоохранения старается отвечать, в том числе на обращения, поступающие на специально открытую для этого «Горячую линию по вопросам льготного лекарственного обеспечения» (тел.: (495) 974-63-65, график работы: понедельник–пятница с 8.30 до 17.30)».

Ситуация разрешилась благополучно? Может быть...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру