Российская медицина на пути к мировым стандартам

В отечественном здравоохранении происходят стремительные и глобальные перемены

Любителям «поговорить о наболевшем» это дает прекрасный повод выдать себя за эксперта. При этом масштабы «наболевшего» принято преувеличивать, достигнутые результаты не замечать вовсе, а о сути происходящего — умалчивать. Суть же перемен очевидна: отечественное здравоохранение выводится на уровень самых современных стандартов качества и эффективности медицинской помощи, максимально доступной всем гражданам страны.

В отечественном здравоохранении происходят стремительные и глобальные перемены

В приоритет — здоровье, а не болезнь

Предыдущая модель отечественного здравоохранения сложилась к 60-м годам прошлого века и, безусловно, являлась для своего времени огромным достижением СССР. Она делала доступной медицинскую помощь на качественном и современном тогда уровне для населения огромной страны. Но советская медицина полувековой давности могла претендовать только на оказание помощи гражданам при возникновении у них серьезных проблем со здоровьем. (Не случайно пациентов в то время было принято называть «больными».) Это и была ее основная задача, соответствовавшая и экономическим возможностям страны, и медицинским технологиям того времени, которые можно было реально масштабировать до размера «одной шестой части суши».

Основным ресурсом здравоохранения при решении этой задачи становились лечебные стационары, мощность которых измерялась в «круглосуточных» койках. При этом, наряду с сугубо медицинскими, больничные койки выполняли и социальные функции: они обеспечивали не только возможность оперативной медицинской помощи при обострении болезни, но и приемлемые санитарные условия и нормальный режим, что немаловажно, если учесть обычные для полувековой давности жилищные условия населения.

Философия современного подхода к решению проблем отечественного здравоохранения принципиально отличается от подходов советских времен: современные врачи должны сопровождать своих пациентов на протяжении всей их жизни, постоянно мониторить состояние их здоровья, проводить профилактические мероприятия, направленные на его сохранение, выявлять болезни на ранних стадиях и оказывать высокоэффективную помощь, используя последние достижения науки и технологий.

Такая модель медицины требует уже не больничных коек, а современного оборудования и врачей более высокого уровня квалификации. Финансы, необходимые для содержания гигантского больничного фонда, частично были перенаправлены на закупки современного диагностического оборудования. В прорывных 2013–2014 годах государство потратило на это 600 млрд рублей — таких масштабов технологического преобразования медицины не знала ни одна страна. В 2013 году была запущена программа комплексного скрининга здоровья нации — введена система всеобщей и бесплатной диспансеризации населения. Положительных результатов уже дождались: растет средняя продолжительность жизни, до рекордных показателей снижена младенческая смертность, увеличивается число пациентов, чьи опасные болезни обнаружены на ранних стадиях развития, а значит — поддаются лечению. Но реформа — процесс поступательный, нельзя останавливаться на достигнутом, даже если народ еще не привык к тем переменам, которые уже произошли, и еще не успел оценить их.

Высокие технологии вместо лишних койко-мест

Важным источником финансирования многочисленных программ Минздрава, направленных на повышение эффективности системы здравоохранения, стала оптимизация затрат на содержание коечного фонда и структуры медучреждений. Вопреки сложившемуся мнению, это привело не к уменьшению, а к увеличению объемов медицинской помощи. Сегодня койка в стационаре работает не 290, а 330 дней в году. По словам руководителя Минздрава Вероники Скворцовой, «количество больных, получивших специализированную, включая высокотехнологичную, медицинскую помощь, увеличилось. Оперативная активность повысилась. У нас было много избыточных коек, прежде всего общетерапевтических… мы неэффективно расходовали огромные ресурсы, которые могли идти на расширение объемов высокотехнологичной помощи, лекарственное обеспечение, лечение сосудистых катастроф».

Оптимизируя структуру медицинских учреждений, специалисты Минздрава учитывают специфику нашей страны. Все сокращения коек в стационарах не касаются городов с населением менее 50 тысяч жителей. Недопустимо сокращение больничных мест в роддомах и палатах оказания скорой медицинской помощи.

Особое внимание, по словам Вероники Скворцовой, уделяется загруженности работы современного оборудования: «Недопустимо, чтобы закупленные томографы, ангиографы и т.д. работали только 6 часов в день».

На месте устаревших сегментов инфраструктуры заранее создаются дневные стационары, пункты амбулаторной помощи, кабинеты профилактических консультаций. Эту политику неуклонно проводит федеральное министерство.

География доступности медуслуг

Доступность медицинских услуг в отдаленных, малых поселениях страны стала к 2000-м годам ахиллесовой пятой нашей медицины. Для преодоления этой проблемы в Минздраве были утверждены специальные обязательные требования, учитывающие при открытии медучреждения в конкретном населенном пункте не только количество его жителей, но и удаленность от соседней медорганизации. В советское время ФАПы (фельдшерско-акушерские пункты) открывались в селах, где было более 300 жителей. Теперь же ФАП обязателен и в каждом населенном пункте с численностью жителей от 100 до 300 человек, если его удаленность до ближайшего медучреждения — более 6 км. Надо учитывать, что в 90-е годы система ФАПов практически рухнула — в 2005-2011 годах закрылось более 5 тысяч подобных медучреждений. В 2016 году из 554 медицинских объектов, построенных и введенных в эксплуатацию, 418 — были новые ФАПы, 55 — офисы врачей общей практики. Проведен ремонт на более чем 2,6 тыс. медицинских объектах, из них в более 600 ФАПах и 88 офисах ВОП.

Появились новые формы организации медицинской помощи, такие как ответственные домохозяйства и выездные медицинские бригады. Они оказывают первую необходимую помощь в поселениях с числом жителей до 100 человек. В 2016 году функционировало уже более 10 тыс. домохозяйств для помощи жителям малонаселенных территорий, что на 10,5% больше, чем годом ранее, и работало более 3,5 тыс. мобильных медицинских бригад (годовой прирост — 13%).

Не лечить, а излечивать

Оптимизация объемов стационарной помощи позволила повысить эффективность оказания медицинских услуг. Особенно тем, кто в них остро нуждается, кто находится в жизненно угрожающих состояниях. В первую очередь, это касается пациентов с тяжелыми травмами и сердечно-сосудистыми коллапсами. Для таких пациентов созданы и размещены с учетом транспортной доступности более 590 сосудистых центров и 1,5 тыс. травмоцентров, где применяются современные технологии ведения больных со сложными состояниями. Согласно статистике за 2016 год, это снизило смертность в больницах от инфаркта миокарда и инсульта на 6,0 %. А за 5 лет от инсульта стало умирать на 34% меньше людей. Смертность от ДТП в 2012–2016 годах снизилась на 20%.

За годы реформы сеть медучреждений, в которых используют передовые методы лечения, выросла в 3,7 раза и достигла 932 организаций. В 2013 году высокоэффективная медицинская помощь — с использованием передовых технологий — была оказана 505 тысячам пациентов. В 2016 году ее получили уже более 963 тысяч больных. К 2018 году планируется, что ежегодно такую помощь будут получать более 1 миллиона граждан, что приближается к реальной потребности населения в данном виде помощи.

Центр мониторит регионы

Проводя реформирование инфраструктуры здравоохранения, Минздрав столкнулся с проблемами неправильного понимания сути реформ в регионах. Местное руководство бодро отчитывалось о сокращении койко-мест, не озабочиваясь созданием современной инфраструктуры здравоохранения — амбулаторий с профилактическим звеном. Центром был введен контроль за ходом переформатирования с целью обеспечения рационального и взвешенного подхода к реструктуризации медицинских организаций в регионах. Для этого была создана геоинформационная система, которая позволяет картографически оценивать доступность медобслуживания жителям конкретного поселения с учетом численности проживающих, транспортной структуры и расположения специализированных медучреждений. Эта система аккумулирует информацию о 158 тыс. населенных пунктах и 72 тыс. медицинских организаций и их структурных подразделений. В 2015 году Минздрав ввел обязательные для исполнения «предельные сроки ожидания медицинской помощи» по всем ее видам — от ожидания участкового врача или консультации специалиста поликлиники до сроков ожидания скорой помощи, плановой госпитализации и т.д. В результате на карте видны «серые территории» — зоны риска несвоевременного получения того или иного вида медицинских услуг. Были разработаны и реализуются меры для решения проблем этих районов.

Не бывает средней температуры по палате

Процесс запущен и идет нормально. По словам министра Вероники Скворцовой, в большинстве регионов есть поступательное положительное движение: «Сложными» в плане развития здравоохранения и в целом демографической ситуации являются менее 10 регионов, с которыми мы работаем отдельно, «в ручном режиме», подключая не только все организационные мощности, но и группы наших ведущих специалистов по необходимым медицинским направлениям».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру