Боль в спине: как отличить остеохондроз от болезни Бехтерева

70% пациентов первый диагноз ставят ошибочно

Боли в спине сегодня многие списывают на остеохондроз — причем, не только пациенты, но и даже терапевты в районных поликлиниках. Однако примерно в 5% случаев речь идет о воспалительных заболеваниях суставов, одно из самых популярных среди которых — спондилоартрит или известная всем болезнь Бехтерева. Как отличить ее от остеохондроза? Что должно насторожить? О болезни, которой страдал Павка Корчагин и которая и поражает преимущественно молодых, рассказал «МК» замдиректора по научной работе ФГБУ «НИИР им. В. А.Насоновой» РАМН, член президиума Ассоциации ревматологов России, профессор Шандор Эрдес.

70% пациентов первый диагноз ставят ошибочно

- Мы все знаем, что такое боль в спине. Однако здоровому человеку крайне сложно понять, что это значит, когда с утра ты не можешь подняться с постели, из-за чего ты ощущаешь полную беспомощность, - рассказывает профессор Эрдес. - Скованность спины по утрам — одно из главных отличий болезни Бехтерева от остеохондроза, с которым ее нередко путают. Но самое главное отличие — при остеохондрозе боль усиливается при движении или физической нагрузке, а при спондилоартрите — затихает. Если такое у вас есть, то на 80-90% это спондилоартрит, и нужно идти не к терапевту, а к ревматологу. Запущенная патология приводит к поражению многих внутренних органов: почек, кишечника, лёгких, сосудов сердца. Часто страдает зрение (вплоть до слепоты). С течением времени болезнь неуклонно прогрессирует. Около 50% больных становятся инвалидами уже через 7 лет от начала заболевания. А вообще все проявления болезни очень хорошо описаны в произведении Николая Островского «Как закалялась сталь» - писатель сам страдал спондилоартритом и «наградил» им главного героя своего произведения Павла Корчагина. Описал, как он не может встать по утрам, как постепенно обездвиживается, как слепнет; как начинаются проблемы с сердцем и почками...

... Болезнь Бехтерева — болезнь молодых, обычно стартует в возрасте 20-30 лет, а то и раньше. Первое, что спрашивают у врачей пациенты, узнав о диагнозе: «Доктор, я скоро умру?» Сегодня в Интернете можно найти немало иллюстраций, к чему приводит заболевание на финальных стадиях развития: человек скрючивается так, что не может двигаться; он становится инвалидом, который не в состоянии обойтись без посторонней помощи. То есть, болезнь сковывает в буквальном смысле слова. Однако врачи успокаивают: при вовремя начатом лечении такой финал маловероятен. И не меньше лекарств важна лечебная гимнастика.

- Положительный пример есть в Казани, где уже четверть века для всех пациентов Городского ревматологического центра проводят лечебную физкультуру. Это — способ разработать позвоночник и не допустить прогрессирования болезни, - рассказывает профессор Эрдес. - Ни одно лекарство, даже самое инновационное, не окажет эффекта, если пациент не будет выполнять комплекс упражнений по лечебной физкультуре.

И все же одна из основных проблем — несознательные пациенты. Как рассказывает председатель пациентской организации Алексей Ситало, многие пациенты ничего не предпринимают до тех пор, пока не появятся стойкие боли. А до тех пор наивно полагают справиться собственными силами. «К сожалению, мне диагноз поставили лишь через 7 лет после появления первых симптомов, которые начали беспокоить меня с 13 лет. Врачи предполагали, что это что-то «возрастное», говорили, что пройдет само... В итоге в 22 года мне уже пришлось заменить сустав, и уже 10 лет я хожу с железякой в ноге. При этом даже когда правильный диагноз был поставлен, никто не говорил мне о лечебной физкультуре. И сегодня мы стараемся проинформировать всех пациентов», - говорит Алексей.

Увы, эксперты отмечают, что примерно в 70% случаев пациентам с болезнью Бехтерева изначально ставят ошибочный диагноз (а женщинам — и вовсе в 90% случаев, ибо раньше болезнь считалась почему-то исключительно мужской). В среднем на постановку верного диагноза уходило 7-8 лет и посещение врачей минимум 7 специальностей. Однако в последние годы ситуация в этом плане начала меняться.

- Сейчас диагноз врачи стали устанавливать раньше — уже через год-два после появления первых симптомов болезни. Мы обучаем специалистов на местах отличать болезнь Бехтерева от остеохондроза. Если говорить о распространенности болезни, то точных данных нет, по, если оперировать информацией из разных источников, речь идет о 0,5-2,5% населения, то есть, сотнях тысячах больных. Причем, молодых больных трудоспособного репродуктивного возраста. Им работать нужно, семьи создавать — а тут раз, и все болит, суставы буквально окостеневают. Это как зубная боль — но во всем теле. Конечно, начинаются депрессии, - говорит Шандор Федорович.

Причина болезни науке неизвестна, но большую роль в ее развитии играет наследственная предрасположенность. Людям, у которых в роду есть спондилоартрит, стоит проявить настороженность. Чем раньше поставлен диагноз — тем больше шансов взять болезнь под контроль, сохранить работоспособность, родить детей.

– К сожалению, сегодня болезнь Бехтерева относится к категории неизлечимых. Главная задача врачей — помочь пациентам жить без боли, и жить комфортно, чего сегодня можно добиться, - говорит Шандор Эрдес. – Однако пациенты должны проявлять сознательность в лечении, чего, к сожалению, часто не происходит. Лечебную физкультуру делать не хотят, некогда. И иногда бывает так, что когда они спохватываются — уже поздно. Например, может быть необратимо утрачена функция поворота шеи — такое случилось недавно с одним водителем такси. За полгода угол поворота шеи у него снизился с 90 до 20 градусов и он потерял работу.

- Нужны какие-то особые лекарства?

– Да самые простые! В 85-90% случаев болезнь контролируется при помощи самых обычных таблеток, которые есть в любой аптеке из класса нестероидных противовоспалительных средств. Они и физкультура — и пациент будет жить долго и счастливо. Однако если болезнь запущена, пациента нужно переводить на дорогостоящую терапию биоинженерными препаратами. Генно-инженерные лекарства для лечения спондилоартрита появились лет 15 назад, и сегодня часть из них входит в список жизненно-важных препаратов, то есть, пациентов ими должны обеспечивать бесплатно. Увы, это происходит не всегда. Сегодня это зависит от того, есть ли у пациента статус инвалид. Как только инвалидность снимается — человека перестают обеспечивать льготными лекарствами и болезнь возвращается. Так быть не должно и эту систему нужно менять.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру