Шесть лет российской медицины

Интрига состава нового правительства на днях наконец-то разрешилась

В пятницу был объявлен список министров. Министерство здравоохранения, как и предыдущие шесть лет, будет возглавлять Вероника Скворцова. Медицинское сообщество встретило это назначение с явным удовлетворением и пожеланиями новых успехов своему «новому-старому» министру. Чего же удалось достичь российской медицине при Скворцовой — разбирался «МК».

Интрига состава нового правительства на днях наконец-то разрешилась
Автор: Ксения Хохлова, Минздрав Челябинской области

Реакция врачей на назначение Вероники Скворцовой объясняется не только тем, что она потомственный врач, а не пресловутый «эффективный менеджер», оторванный от реальности отрасли. Профессор, заслуженный деятель науки, один из ведущих специалистов в мире по лечению инсульта, Вероника Скворцова пришла в Минздрав из академической среды не «на повышение», а чтобы решить конкретную задачу — построить в российском здравоохранении систему, которая могла бы эффективно бороться с инсультом. Группа Скворцовой разрабатывала программу мер по борьбе с «сосудистыми катастрофами» с 2006 года. Эту программу поддержали кардиологи. Ее внедрением по всей стране Вероника Скворцова в должности замминистра занималась в 2008-2012 годах. В итоге российская организационная модель была признана Всемирной организацией по борьбе с инсультом лучшей в мире, а ставшая уже знаменитой «сосудистая программа» потянула за собой все здравоохранение. Так что российским медикам было на что надеяться еще 6 лет назад, когда Вероника Скворцова впервые стала министром. Как оправдались былые надежды и что изменилось в российской медицине за прошедшие с тех пор годы — мы и попытались понять.

Продолжительность жизни — на национальном максимуме

Система здравоохранения оценивается, прежде всего, по своему главному мерилу — по продолжительности жизни граждан России. По этому главному критерию российское здравоохранение за прошедшие годы добилось рекордных результатов: в стране достигнут национальный исторический максимум продолжительности жизни россиян, которая, по итогам 2017 года, составила 72,7 года, (только с 2016 года она увеличилась на 0,8 года).

Обратный показатель средней продолжительности жизни — общая смертность — снизился с 2012 года на 6,8%. Только в 2017 году удалось сохранить на 63,6 тыс. жизней больше, чем за 2016 год.

Какие же изменения в здравоохранении позволили этого добиться? Медицинская помощь в стране стала гораздо доступнее, качественнее и в целом современнее.

Трехуровневая система

Прежде всего, в современной России впервые из 85 разрозненных региональных систем здравоохранения со своими механизмами финансирования, своими протоколами и стандартами была создана единая национальная система. Эта единая система здравоохранения была построена по правилам, которые диктует новый технологический уклад современной медицины. Она состоит из трех уровней оказания медицинской помощи. На первичном уровне находятся, главным образом, районные поликлиники, куда граждане прежде всего обращаются со своими проблемами со здоровьем. На втором уровне — специализированные межрайонные и межмуниципальные клиники, оборудованные современным диагностическим и лечебным оборудованием и укомплектованные профильными специалистами, способными в рамках своей специализации оказывать медпомощь на уровне современных требований. На третьем — медицинские центры, способные оказывать помощь пациентам в самых сложных состояниях.

Каждый уровень системы здравоохранения выполняет свою функцию, к каждому предъявляются свои особые требования. При этом создан порядок маршрутизации пациентов — направление их в соответствующее медучреждение, где им могут оказать необходимую помощь.

Доступность и сельская медицина

В первое десятилетие 2000-х нелегко пришлось сельской медицине. «Эффективные менеджеры» во многих регионах сократили большое количество «малоэффективных» поликлиник и ФАПов в селах и малых населенных пунктах. Для жителей отдаленных сел это означало ограничение возможности воспользоваться медпомощью только крайними ситуациями, из-за которых приходилось отправляться в неблизкий путь до ближайшего врача. В 2012 году федеральный Минздрав прямо запретил такую «оптимизацию» и впервые с советского времени ввел требования к территориальной доступности медучреждений, причем более жесткие, чем это было раньше. Затем была создана геоинформационная система, с помощью которой ведется постоянный мониторинг доступности медицины во всех населенных пунктах страны, учитывающий даже состояние дорог до ближайшей поликлиники. Были разработаны региональные «дорожные карты» восполнения дефицита медучреждений. В результате только в 2016 году в стране появилось более 500 амбулаторий, ФАПов, кабинетов врачей общей практики на селе, в 2017 году — еще более 450. Для достижения требуемого уровня доступности планируется открыть еще около 600. Для самых мелких и удаленных сел и поселков, особенно в труднодоступных районах, создаются мобильные медицинские бригады и развивается санитарная авиация.

Чтобы привлечь врачей в сельскую медицину, была запущена госпрограмма «Сельский доктор», создающая привлекательные условия для молодых врачей, начинающих работать на селе.

Современные специализированные клиники по всей стране

На втором уровне здравоохранения была создана и развивается сеть специализированных клиник. В частности, была построена система экстренной специализированной медицинской помощи, которая фокусируется на жизнеугрожающих состояниях: сердечно-сосудистых катастрофах и травмах. Сейчас в эту систему включены 609 сосудистых центров с отделениями интенсивной кардиологии и острых нарушений мозгового кровообращения и 1,5 тыс. травмоцентров. Создание сети таких центров по всей стране привело к тому, что медицинская помощь начала вовремя успевать к тем людям, которые в ней жизненно нуждались. Число больных с ишемическим инсультом, получивших тромболитическую терапию в периоде терапевтического окна (это первые 4,5 часа), увеличилось в 30 раз, число нейрохирургических операций при кровоизлияниях в мозг — в 7 раз, стентирований коронарных артерий при острых коронарных синдромах — в 3 раза. В результате смертность от инсультов снизилась на 25%, от инфарктов миокарда — на 14%, от ДТП — на 25,2%. Такие плоды дала та самая «сосудистая программа», с которой Вероника Скворцова начинала свою деятельность как организатор здравоохранения.

Прорыв в охране материнства и детства и высокие технологии

Третий уровень здравоохранения представлен специализированными сетями рассредоточенных по регионам самых современных медцентров с самым квалифицированным персоналом. Он предназначен для применения последних достижений медицины при решении наиболее сложных проблем.

Так, на третьем уровне работает национальная сеть, состоящая сейчас из 86 перинатальных центров, принимающих на себя наиболее сложные случаи течения беременности на подведомственных им территориях: например, случаи с патологиями беременности, беременности женщин с сахарным диабетом, артериальной гипертонией, врожденными пороками сердца и т.д. Именно на долю перинатальных центров приходится основной вклад в спасение жизней мам и младенцев. А за 6 прошедших лет младенческая смертность снизилась на 36%, материнская — почти на 49%. При этом младенческая смертность стала ниже, чем в учетной зоне «Европа» Всемирной организации здравоохранения, а по результатам 2017 года уже 34 региона страны имеют нулевую материнскую смертность.

На этом же, третьем уровне здравоохранения идет стремительное развитие высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП). Если раньше стентирование сосудов, сложная микрохирургия, ЭКО и другие виды ВМП проводились только в стенах центральных клиник и столичных НИИ, то за последние 6 лет количество медицинских центров, оказывающих ВМП, увеличилось почти в 4 раза, а их сеть распространилась по всем регионам страны. В результате количество проведенных высокотехнологичных операций увеличилось в два раза и достигло в прошлом году уровня в 1 миллион, что уже приближается к расчетным национальным потребностям в этих видах медпомощи.

Профилактика и ЗОЖ

Современная медицина, под требования которой и выстраивается российское здравоохранение, не только приобрела возможности спасать больных в таких ситуациях, в которых раньше была бессильна, но и существенно переформулировала свои главные задачи. Теперь «спасти» — не единственная цель врача, не менее важная — «сохранить здоровье и предотвратить болезнь». В последние годы это понимание дошло и до России, не в качестве просто народной мудрости, но в виде конкретных процессов и структур в системе здравоохранения.

Так, в 2013 году была введена система бесплатной массовой диспансеризации. Регулярные обследования, даже без «особых» причин, позволяют вовремя узнать, что угрожает здоровью человека, чтобы он смог вовремя изменить свое поведение, расстаться с вредными привычками и начать профилактику. Скрининги здоровья выявляют опасные болезни на ранних стадиях, это дает время начать лечение и предотвратить наступление тяжелых состояний. В 2017 году профилактические осмотры и диспансеризацию прошли 48,5 млн человек, детей и взрослых, что в 1,5 раза больше, чем в 2013 году. Благодаря активному онкопоиску уже почти 56% всех злокачественных новообразований в стране были выявлены на 1–2-й стадиях. В результате смертность от рака в 2017 году впервые снизилась — пока только на 3,6%, но это только начало.

Медицинская задача «сохранить здоровье» приводит к тому, что борьба с вредными привычками и за здоровый образ жизни становится теперь не только делом самого человека, но и функцией Минздрава. Причем Минздрав, в отличие от нас с вами, не склонен каждый раз откладывать начало новой жизни до следующего понедельника. Поэтому в России появился, например, закон о борьбе с курением, ведется пропаганда занятий спортом и здорового питания. И общество действительно начало меняться: количество курящих в последние годы снизилось на треть, и мы все чаще видим на улицах людей, которые вышли на утренние пробежки, ездят на велосипедах, роликах, занимаются спортом.

Обоснованный оптимизм

Мы рассказали только про самые заметные результаты прошедших 6 лет развития российской медицины. Список тем, достойных хотя бы упоминания, еще очень широк: это и создание российской фармакопеи, и информатизация здравоохранения, и телемедицина, и формирование сети национальных медицинских исследовательских центров, и разворот системы ОМС лицом к пациенту, и глубокое реформирование профессионального медицинского образования, о чем мы писали совсем недавно http://www.mk.ru/social/health/2018/05/23/reformy-medicinskogo-obrazovaniya-dayut-impuls-vsey-otrasli.html

Даже поверхностное знакомство с теми процессами, которые происходят сегодня в здравоохранении, часто оставаясь не особо заметными со стороны, создает твердое убеждение, что отрасль набрала мощную инерцию поступательного движения. Поэтому в ее будущее мы все можем смотреть со вполне обоснованным оптимизмом, как смотрит сейчас все медицинское сообщество.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру