Московской "скорой" исполнилось 100 лет

Первый вызов поступил в 2019 году от пациента с переломом ноги

Сегодня трудно себе представить, что врач скорой медицинской помощи будет добираться до больного, например, с инфарктом на... лошади. Но так было всего лишь сто лет назад. Хотя сейчас в столице в час пик на дорогах такие пробки, что та же «скорая лошадка», возможно, оказалась бы более маневренной, чем современный реанимобиль. Но лучше не фантазировать. Все же столичная служба скорой помощи отмечает вековой юбилей. И логичнее будет послушать главного врача Московской станции скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С.Пучкова профессора Николая ПЛАВУНОВА. Как это начиналось?

Первый вызов поступил в 2019 году от пациента с переломом ноги
Николай Плавунов.

— Первый выезд кареты «скорой помощи» к больному состоялся 15 октября 1919 года, ровно 100 лет назад. К пострадавшему с переломом нижней конечности выехал врач Леонид Григорьевич Овосапов, — рассказал Николай Филиппович. — Именно этот день и считается днем рождения Московской станции скорой и неотложной медицинской помощи. Чуть ранее, 18 июля 1919 года, был подписан протокол заседания Коллегии врачебно-санитарного отдела об организации такой станции в Москве. Первоначально служба размещалась в трех комнатах НИИ им. Н.В.Склифосовского, тогда это была Шереметьевская больница.

В первое время «скорая» выезжала по вызовам только в общественные места и на улицы: если, например, упал и повредил себя человек, ранили кого-то во время драки и т.д. И только в 1926 году врачи начали выезжать к больным домой. Амбулатории после восьми часов вечера закрывались. Но люди же болеют и по ночам, поэтому при станции появился первый пункт неотложной помощи на дому.

— В самом начале врачи «скорой» выезжали только по вечерам и по ночам. Но в городе в то время практически не было освещения, в квартирах — даже обычных телефонов, редкостью были и уличные телефоны-автоматы. Как в то время была организована служба? Больные же как-то выживали...

— Ее работу организовал выдающийся врач Александр Сергеевич Пучков. Он возглавил эту станцию в 1923 году и руководил ею в течение тридцати лет. Его ключевым достижением и стало создание системы скорой и неотложной помощи в столице. Благодаря инициативе Пучкова в России начала функционировать первая в мире служба помощи для болеющих на дому и заработала «скорая» для психиатрических больных. Он приложил руку даже к созданию автомобиля для «скорой».

— А если сравнить сегодняшнюю сеть службы «скорой» по масштабам с той, столетней давности, чему можно удивиться?

— Удивляться можно многому. Все начиналось с двух карет и 49 медработников. Сегодня в городе каждые сутки дежурит 1040 бригад. А общее число работающих в коллективе станции — 11 тысяч человек. Из них более 2 тысяч — врачи и свыше 8 тысяч — фельдшеры. Поразит и профиль бригад: сегодня есть общепрофильные, специализированные — реанимационные (детские и взрослые), педиатрические, психиатрические, экстренноконсультативные. Кстати, московская «скорая» — единственная в нашей стране, которая имеет полный набор бригад, предусмотренных нормативными документами.

— Где-то читала, что москвичей только за одни сутки обслуживает более тысячи бригад. Это правда?

— Если быть точным, то в Москве каждые сутки работают 1040 бригад, готовых оперативно прийти на помощь. Из них 913 бригад общего профиля и 108 специализированных: 26 бригад анестезиологии и реанимации, в том числе 4 детской реанимации, 62 педиатрических, 20 психиатрических и 19 экстренных консультативных.

— Не слабо. Где-то в мире есть подобное? Или в этом смысле Москва впереди планеты всей?

— Без всякого преувеличения, аналогов московской «скорой» не существует. Вообще мало в каких странах в «скорой» работают врачебные бригады, которые выезжают на дом к пациентам. Например, даже в таких столицах, как Лондон, Нью-Йорк, Тель-Авив, в «скорой» в основном парамедики или медицинские сестры. Они обучены лишь оказывать первую помощь, их задача — доставить пациента в стационар.

— Николай Филиппович, но пробки в столице, наверное, — настоящий бич для бригад «скорой». Как они умудряются добираться до пациентов менее чем за 10 минут?

— Выход найден: создано 60 подстанций, которые размещены в разных районах города. Чем ближе они базируются к обслуживаемым территориям, тем быстрее врачи приезжают к больным по вызову. Город намерен и дальше развивать их сеть. Например, только с 2011 года введено в строй 6 новых подстанций, и еще 6 будут построены до 2023 года. Особенно это важно для Новой Москвы, где прежде их не было. В 2018 году введена подстанция в г. Троицке. В Щербинке, Коммунарке, городе Московском и поселке Киевском подстанции уже строятся.

— Но вряд ли возможно в двенадцатимиллионном городе обойтись без опозданий к больным. Город растет, расширяется. И без аварий на дорогах не обходится. Где будете искать выход?

— В принципе, выход уже найден — с помощью управленческих решений. Медицинские работники столичной «скорой» провели анализ, где и на каких дорогах чаще всего происходят ДТП, и создали 18 так называемых трассовых постов. Сейчас 10 расположены на МКАД, 3 — на Третьем транспортном кольце и еще 5 — на остальных городских магистралях. Они расположены поблизости от этих трасс. Если возникает потребность в скорой помощи, а бригада свободна, ее направляют туда, где в данный момент она нужнее.

Огромное влияние на скорости «скорой» оказывает и улучшение транспортной доступности в городе.

К тому же все машины «скорой» оборудованы системой навигации и позиционирования, оснащены планшетными компьютерами. По федеральному нормативу на вызовы в экстренной форме, когда есть угроза для жизни, «скорая» должна приехать к пациенту в течение 20 минут. Но в Москве ушли от этого стандарта еще в 2010 году, когда бригада ехала к пациенту по расчетному времени. Сейчас же достаточно внести адрес в планшет, и он покажет, когда машина может добраться с учетом трафика. Сегодня среднее время приезда «скорой» к пациенту около 10 минут, или почти на 10 минут меньше, чем в 2010 году.

— Сегодня все зациклены на цифровизации. Помогает ли она быстрее обслуживать больных, звонящих в «скорую»? Трудно даже представить, сколько звонков поступает к вам. Раньше, насколько мне известно, были жалобы на время ожидания ответа...

— Да, еще в 2012 году время ответа диспетчера станции «скорой» на звонок составляло 45 секунд. Но после внедрения нового цифрового call-центра, уже в 2015 году, удалось снизить время ожидания до 11 секунд, сегодня — до 3–4 секунд. Таким образом, время ожидания ответа фактически сведено к минимуму.

— И сколько человек теперь дежурит на телефонах? Десятки, сотни?

— В Едином городском диспетчерском центре нашей станции круглосуточно дежурит около 200 диспетчеров, 65 из них принимают звонки по телефону «103». Это фельдшеры и медсестры, имеющие среднее специальное медицинское образование. В день поступает до 15 000 обращений. На одного диспетчера приходится около 350 звонков. Вот им и удается сократить время ожидания ответа пациентом на звонок (в среднем) до 4 секунд. Это позволяет и бригадам быстрее выезжать на вызовы к пациентам.

Кстати, все процессы приема и обработки вызовов полностью автоматизированы. Каждая бригада оснащена планшетными компьютерами, подключенными к системе ЕМИАС (Единая медицинская информационно-аналитическая система), что позволяет уже по пути к пациенту видеть данные его электронной карты. В случае выявления сосудистых патологий благодаря системе АС «Стационар» доктора могут узнать, в какой из больниц в данный момент свободны операционные.

— А если позвонит, например, японец или другой иностранец?

— Диспетчеры столичной службы скорой помощи, конечно, не владеют многими языками. Но на английском могут принять вызов и отправить к пострадавшему нужного специалиста. В ближайшее время штат операторов пополнится еще и испаноговорящими сотрудниками.

— Многие врачи «скорой» жалуются, что слишком уж тяжела ноша — врачебный чемоданчик. Это так?

— К сожалению. Сумка-укладка медицинского работника скорой помощи весит 8 кг. Но в этом есть необходимость: в ней умещается 97 наименований лекарственных препаратов и 34 наименования медицинских изделий, которые находятся в каждой машине «скорой помощи» в Москве. С таким набором, думаю, врачи «скорой» смогут помочь каждому пациенту.

…А что будет еще через сто лет? Лучше и не загадывать.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28104 от 18 октября 2019

Заголовок в газете: Вечерней лошадью — по вызову «03»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру