Как сообщают “Новые Известия on-line”, в марте 2020 года в Китае было проведено сравнительное клиническое исследование эффективности Арбидола и фавипиравира с участием 240 пациентов с COVID-19 средней и умеренной тяжести. Согласно описанию, работа была поддержана Национальной ключевой программой исследований и разработок Китая. Для ее выполнения было отобрано 240 пациентов с COVID-19. Испытание представляло собой проспективное рандомизированное контролируемое открытое многоцентровое исследование. Пациентов случайным образом распределили на две группы, одной из которых на фоне традиционной терапии давали препарат японского производства Фавипиравир, а второй – российского (Арбидол).
“Исследование показало, что на 7-й день эффективность у арбидола и фавипиравира сопоставима, - частота клинического выздоровления на 7-й день достоверно не различается в группах фавипиравира (71/116) и арбидола (62/120), повышенная температура к 7-м суткам терапии Арбидолом прошла у 100% заболевших”, отмечают “Новые Известия” [https://newizv.ru/news/tech/05-06-2020/v-kitae-sravnili-arbidol-i-favipiravir-u-patsientov-s-covid-19].
Есть в этом исследовании и «подводные камни». Японский препарат приводил к более быстрому облегчению, как гипотермии, так и кашля. Но при этом часто вызывал побочную реакцию - повышенный уровень мочевой кислоты в сыворотке крови. При нем происходит кристаллизация и оседание натриевых солей в органах – почках, тканях глаз, желудке, печени. Именно поэтому в инструкции по применению фавипиравира указано, что препарат может часто вызывать такие серьезные побочные реакции, как нейтропения, лейкопения, гиперурикемия.
При этом как показало исследование, российский препарат Арбидол имеет благоприятный профиль безопасности и низкую частоту нежелательных реакций.
Напомним, ранее исследование структурной и молекулярной динамики австралийского университета Монаш в Мельбурне показали, что Арбидол взаимодействует с S (spike) гликопротеином SARS-CoV-2 и препятствует его структурным изменениям, которые являются ключевым этапом для прикрепления и сближения вируса с клеткой человека.