Главный онколог Минздрава заявил о "четырех волнах" последствий коронавируса

Врачи готовятся к росту онкологических заболеваний после пандемии

Пандемия коронавируса приведет к всплеску онкологических заболеваний и росту смертности больных, заявляют врачи. Из-за карантина не удалось вовремя выявить заболевших раком людей. В ближайшее время повысится выявление и смертность больных в 3-4-й стадии рака. У онкологических пациентов высок риск развития тяжелых осложнений после коронавируса.

Врачи готовятся к росту онкологических заболеваний после пандемии

Многие пациенты, которые вынужденно прервали курс химиотерапии, находятся в паническом состоянии. Эти вопросы ведущие российские эксперты обсуждали в ходе онлайн-конференции «Новые вызовы онкологической службе: COVID-19».

— Онкологические пациенты входят в «пятерку» по риску смертности от коронавируса, — говорит академик РАН, генеральный директор Национального медицинского исследовательского центра радиологии Минздрава России, главный внештатный онколог Минздрава России Андрей Каприн. — Их восприимчивость объяснима: отмечается повышенный риск при проведении противоопухолевой терапии. У пациентов высок риск тяжелых осложнений и быстрое ухудшение состояния. Интеграция федерального регистра лиц, больных коронавирусом, позволит изучить влияние инфекции на течение онкологических процессов и понять отсроченные последствия для пациентов.

Многие европейские государства идут по пути отмены онкологической помощи. Это связано с тем, что их отделения в основном расположены на базе крупных многопрофильных междисциплинарных центров. И, когда началась пандемия, европейцы были вынуждены закрыть эти отделения как ковидоопасные, а онкологов распустить на вольные хлеба. Больные остались без помощи. В России же онкологическая служба централизована. Теперь европейцы берут с нас пример.

— Будет четыре волны, через которые мы должны будем пройти, — продолжает Андрей Каприн. — Первая волна — непосредственный вред от коронавируса для онкологической службы. Вторая — ограниченность ресурсов, потому что у нас сейчас забрали некоторые деньги на «перевооружение». Непонятно, куда отправлять больных на реабилитацию. Третья — эффект прекращения лечения хронических заболеваний из-за коронавируса.

И четвертая — психическое расстройство. Эмоциональное выгорание и врачей, и пациентов. Мы с этим уже столкнулись. Некоторые пациенты находятся в состоянии паники из-за прерывания курса химиотерапии.

Есть, впрочем, исключение. Больные, которые болеют лимфомами и находятся на химиотерапии, мягко переносят коронавирус. Они не готовы к цитокиновому шторму (неконтролируемому всплеску иммунных молекул) за счет подавления иммунитета. Хуже ситуация с больными, которые перенесли хирургическое лечение легких, гортани и брюшной полости. Особенно если они заболели коронавирусом сразу после хирургического вмешательства. Поднять их очень трудно, у них дыхательные осложнения. Если у них пневмония с высоким поражением легочной ткани, риск погибнуть возрастает в пять раз — это данные американских медиков.

Заведующий отделением химиотерапии отдела лекарственного лечения опухолей «Московский научно-исследовательский институт имени П.А. Герцена» Александр Феденко признается, что в какой-то промежуток времени онкологи были как слепые мыши. В последние 100 лет никто с пандемией не сталкивался. И врачам пришлось принимать серьезные решения в сжатые сроки. «Логика была такая, — рассказывает Александр Феденко. — Необходимо было минимизировать количество посещений онкологических пациентов, при этом не нарушая план лечения. Мы разделили больных на приоритетные группы. Группа с наименьшим приоритетом — пациенты, у которых не было бурного прогрессирования болезни. Группа со средним приоритетом — пациенты со злокачественными опухолями. COVID — не COVID, а онкологический процесс деть некуда. Мы оказывали медицинскую помощь все время».

— Мы с нетерпением ждем 10 июля, когда проявятся заболевшие после отмены карантинных мер. Но, судя по тому, что сейчас происходит, нарастания заболеваемости лескунет — в Москве, во всяком случае, — говорит член-корреспондент РАН, директор НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского Сергей Петриков.

Будет ли вторая волна пандемии, сейчас сказать сложно. В любом случае медики к ней готовятся.

— Мы хотим проследить каждого пациента, который переболел коронавирусом, и сделать прогностические модели, к каким пациентам нужно относиться наиболее чутко, кого больше всего надо беречь, от какой группы ждать негативный исход. Среди заболевших коронавирусом — 8% онкологических больных. Это много. В западной прессе пишут, что по окончании пандемии будет всплеск онкологических заболеваний. Мне очень хочется верить, что наша страна пойдет другим путем — благодаря тому, что онкологическая служба централизована, — заключает Александр Феденко.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру