Исследование проводил всемирно известный университет Джонса Хопкинса. В начале 2013 года в Россию приезжал его представитель и обучал российских интервьюеров, как правильно нужно проводить опрос. После чего было опрошено 401 ребенок в Москве и Нижнем Новгороде. Причем, ради чистоты эксперимента было взято равное количество мальчиков и девочек, городских и сельских, и все в возрасте 5-6 лет.
Беседы с детьми велись в присутствии родителя или опекуна. Разговаривали с малышами на родном языке, а сам опрос происходил в игровой форме. Так например, детей просили совместить24 изображения логотипа с картинкой конкретного товара. Среди предложенных лого было 8 табачных (4 популярных международных, 4 российских). То есть по сути дети играли в привычную для такого возраста игру на сопоставление логических пар.
Исследование показало, что 50% российских малышей знают, как выглядят определенные марки. При этом дети из семей, где курят, чаще узнают сигаретные логотипы, чем дети из некурящих родителей. Самая узнаваемая марка у российских дошкольников - Marlboro (23% детей показали на нее). На втором месте по «популярности» -Winston (21%), и на третьем — L&M (15%). Любопытно, что выбор детей совпадает с выбором взрослых – все названные марки стабильно входят в топ-10 по популярности в России.
- 5-6 летние российские дети, не умеющие еще читать, но уже узнающие сигаретные бренды - это индикатор эффективности антитабачных мер, - говорит председатель правления международной конфедерации защиты прав потребителей Дмитрий Янин. – Так что можно сказать, что пока таких мер не было, а были лишь декларации чиновников о важности борьбы с курением в России. Исследование проводилось в нескольких странах, не только у нас. И слабым утешением является то, что в Китае дела обстоят еще хуже - там 86% детей осведомлены о табачных марках. Впереди нас также Бразилия, Индии, Нигерии и Пакистан.
Примечательно, что в рамках исследования выяснилось: ровно у половины российских детей курит кто-то из родителей. 4% дошкольников заявили, что тоже будут курить, когда вырастут.