Минздрав планирует победить ВИЧ с помощью телевизора

За два с половиной месяца до конца года ведомство решило потратить баснословную сумму на профилактические ролики

Министерство здравоохранения полностью потеряло контроль над распространением ВИЧ.  Два года назад в России инфицировалось 170 человек в день. В 2012-м — 190. В этом уже 284 человека узнают этот диагноз ежедневно, и цифра явно не окончательная! И что? И ничего. В ситуации, когда до трехсот случаев ежедневно уже рукой подать, Минздрав неожиданно объявляет лицемерный конкурс на проведение профилактических программ. Почему лицемерный? Потому что - под конец года, в октябре. И собирается по-быстрому за полтора месяца потратить на телевизионные ролики 185 миллионов рублей (больше 6 миллионов долларов). На эти деньги профилактика должна была идти весь год.

За два с половиной месяца до конца года ведомство решило потратить баснословную сумму на профилактические ролики
Вадим Покровский

Итак, на что пойдут деньги. Во-первых, на создание роликов для телевидения. Во-вторых, на проведение конференции Минздрава для 200 человек. Это и называется «Информационно-разъяснительная кампания среди населения в целях профилактики и предотвращения ВИЧ и гепатитов В и С» ценой 6 миллионов долларов.

Только мы это уже проходили. В 2009, 2010 и 2012 годах денег на разъяснительную работу среди населения не выделялось вообще! А вот в 2011 году точно также, как и сейчас, конкурс на проведение профилактических программ был объявлен очень поздно, в августе. Пока прислали заявки, пока согласовали, оказалось, что времени осталось всего ничего, и все профилактические мероприятия за год надо как-то упихнуть в один месяц. Так в 2011 году случилась «37-дневная профилактика». Последствием которой стало прогнозируемое увеличение заболеваемости.

- За эти 37 дней надо было привести на тестирование 123 тысячи людей из уязвимых групп — наркопотребителей и т.д., - рассказывает заместитель директора по вопросам здравоохранения фонда «ФОКУС-МЕДИА» Татьяна Евлампиева. - Что в принципе невозможно за такое короткое время. Плюс дикие деньги ушли на ролик по продвижению минздравовского сайта о ВИЧ. Сегодня этот сайт - мертвый, последние новости на нем датированы 26 декабря 2012 года...

Мертвым грузом на складах с 2011 года лежат и отпечатанные 50 тысяч качественных брошюр про принятие диагноза, про терапию. Конкурс на услуги логиста, чтобы развести их регионам, не состоялся.

Причем, 50% денег, выделенных на профилактику в тот год, вернулись в бюджет! Из запланированных 600 млн рублей «освоили» только 300.

- И вот в этом году они решили повторить «информационную кампанию», - продолжает Татьяна Евлампиева. - Конкурс объявлен 8 октября, а заканчивается прием заявок 8 ноября. То есть, у исполнителей есть всего один месяц на разработку большой кампании и размещение ее на федеральных каналах! Это значит, что у них должен быть готовый креатив, чтобы все быстро сделать и одобрить у заказчика...

Причем, предпочтение будет отдаваться не тому разработчику, который что-то понимает в социальной рекламе и профилактике ВИЧ и гепатитов, а тому, у кого есть, как указано в конкурсной документации, «награды уровня «Гран-при» премий конкурсов БРЭНД ГОДА/EFFIE, «Epica», международного фестиваля рекламы «Каннский Лев», международного фестиваля рекламы «Red Apple» для проектов в области создания и продвижения брэндов на российском рынке».

А вот оценки эффективности кампании от разработчика не ждут: таких требований в конкурсной документации нет.

Продлится кампания даже сложно сказать, сколько дней. Подведение итогов конкурса состоится 13 ноября. Окончание проекта - 20 декабря. То есть, даже если все стремительно начнется 14 ноября, получаем те же самые 37 дней. Традиция, однако.

Но это не просто 37 дней. Это 185 потраченных впустую миллионов, это упущенный год, за который можно было что-то изменить.

Еще в мае Минздрав приглашал представителей НКО, входящих в Координационный Совет по вопросам ВИЧ\СПИДа, и попросил их представить свои предложения по профилактике. НКО работают «в поле» - кто-то с наркоманами, кто-то — с молодежью, кто-то — с секс-работницами. То есть это были самые что ни есть специалисты. И к июню они предложили кампанию, которая бы укладывалась в 200 миллионов рублей.

- Это была большая кампания для населения, состоящая из трех направлений, - рассказывает Татьяна Евлампиева. - Первая — среди всего населения, разъясняющая, что ВИЧ — есть, и от него можно защититься. Как ни странно это звучит, но огромное количество людей не верит, что ВИЧ имеет к ним какое-то отношение. И что это вообще актуальная для России проблема... Из-за этого у нас и идет рост полового пути передачи. И надо все время говорить людям: пройдите тестирование и используйте презервативы! Это — главное послание, которое люди сегодня не получают. Второе предложение было — пересмотреть политику профилактической работы с уязвимыми группами, которая сегодня находится в тупике. По факту с ними никто не работает, что с наркопотребителями, что с МСМ (мужчины, практикующие секс с мужчинами, - авт.). И третье направление — работа с ВИЧ-позитивными женщинами и профилактика «вертикальной» передачи от матери с ребенком. Потому что хоть у нас и рапортуют, что в этом плане у нас все здорово, но это не так...

Сегодня выясняется, что писался проект впустую: Минздрав без объяснения причин не воспользовался ни одним из проектов, протянул время и нашел лучший способ потратить бюджетные деньги. И это в ситуации, когда в стране до сих пор нет Стратегии борьбы с ВИЧ, нет профилактики среди наркоманов и секс-работниц, а официальные «борцы со СПИДом» в состоянии говорить только про «воздержание» и «верность одному партнеру».

- Сегодня Россия входит в то состояние, которое ей прогнозировали несколько лет назад, - говорит исполнительный директор ВОО «Объединение людей, живущих с ВИЧ» Игорь Пчелин. - Если на профилактику не будут выделяться средства, то будет постоянно расти потребность в финансах для лечения (кстати, их уже сейчас не хватает). На следующий год увеличение финансирования не планируется. А это значит, что либо еще большее бремя ляжет на местный бюджет (в рамках которого и так закупают самые дешевые препараты), либо мы вернемся к началу века, когда были очереди на лечение и спец.комиссии, которые решали — кому дать лечение, а кому нет.

А что до профилактики, то региональные бюджеты находятся в состоянии выбора: выделить средства либо на лечение, либо на профилактику. На то и другое денег просто нет. С учетом безграмотного подхода к государственной политике в области профилактики ВИЧ-инфекции, гонения грантодателей из России и пассивности профильного министерства нас ждут очень тяжелые времена. Реагировать, как всегда, будут потом, когда уже ничего нельзя сделать...

Цитата в тему: Вадим Покровский, руководитель федерального Центра-СПИД: «Нынешний подход к "профилактике ВИЧ/СПИД" является пародией на раннее средневековье, в которое нас, по всей видимости, хотят погрузить, наивно думая, что в те времена все люди "воздерживались", и поэтому не было венерических болезней.

Одним из объяснений такой странной позиции является то, что презервативы, дескать, являются "контрацептивами", то есть препятствуют зачатию и таким образом наносят демографический ущерб России. На самом же деле презервативы препятствуют в первую очередь нежелательным беременностям, то есть уменьшают количество абортов, а значит, сохраняют репродуктивные способности женщины. Они снижают риск заражения всеми инфекционными агентами и, следовательно, уменьшают риск развития воспалительных заболеваний, способствующих возникновению бесплодия как у женщин, так и у мужчин.

Как любая вакцина или кольчуга, презерватив может иногда не защитить отдельного человека, но чем шире они используются населением, тем больше их профилактический эффект на популяционном уровне. Сейчас, когда Россия входит в фазу генерализованной эпидемии ВИЧ/СПИД, причем с выраженным ростом именно гетеросексуальной передачи (как в Африке!), игнорирование такого доступного способа снизить циркуляцию ВИЧ среди населения, как пропаганда использования презервативов населением, является, мягко говоря, нелогичным».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру