Птица-стройка

Руководитель столичного стройкомплекса Владимир Ресин: “Нам удалось сохранить нормальную работоспособность стройкомплекса и его ведущих организаций”

Руководитель столичного стройкомплекса Владимир Ресин: “Нам удалось сохранить нормальную работоспособность стройкомплекса и его ведущих организаций”
Подходит к концу трудный для строителей кризисный год. Не случайно говорят: чем выше взлетел, тем больнее падать. Московский стройкомплекс за 20 лет своего существования взлетел очень высоко: последнее время объемы только жилищного строительства в столице составляли порядка 5 млн. кв. м ежегодно. Плюс социальные объекты, гостиницы, офисы, гаражи, инженерные сети, дороги — чтобы перечислить даже самые крупные направления работы, не хватит пальцев обеих рук. Насколько болезненным было падение с завоеванных строителями высот и как быстро отрасль сумеет восстановить утраченный потенциал, в интервью “МК” рассказал глава московского стройкомплекса Владимир РЕСИН.

— Владимир Иосифович, как в целом можно оценить итоги года для стройкомплекса Москвы? Какой спад зафиксирован в отрасли по сравнению с 2008 годом?  

— Конечно, мировой финансовый кризис не мог не сказаться на работе строителей. Заметно сокращен бюджет, урезана адресная инвестиционная программа. Как следствие этого — упали объемы строительства. В этом году мы выйдем на 3 млн. кв. м жилья, хотя раньше, как вы знаете, строили более 4 млн. кв. м. Но, с другой стороны, мэр Москвы Ю.М.Лужков и правительство города сделали все, чтобы сгладить последствия кризиса для строительной отрасли Москвы. Был разработан целый комплекс антикризисных мер. Благодаря этому нам удалось сохранить нормальную работоспособность стройкомплекса и его ведущих организаций. В прошлом году был хороший задел по проектированию, по подготовке разрешительной документации. Это позволило стройкомплексу продолжить нормальную работу на объектах социального назначения. В итоге вместо запланированных 722 тыс. кв. м городского жилья мы в этом году построим 820 тыс. кв. м. Еще примерно 400 тыс. кв. м город получит под социальные нужды за счет инвестиционных проектов. В итоге по сравнению с программой прошлого года мы недосчитаемся всего 200—250 тыс. кв. м. Я считаю, что для такого трудного года это неплохой результат.  

— А другие направления?  

— Ни одно из ключевых направлений работы стройкомплекса в 2009 году остановлено не было: в городе построены 33 детских сада, 10 школ, 5 блоков начальных классов, 2 поликлиники, Центр патологии речи и нейрореабилитации, новый корпус НИИ неотложной детской хирургии и травматологии ДГКБ-20 имени Тимирязева (Центр Рошаля), 26 физкультурно-оздоровительных комплексов; до конца года завершим строительство Ледового дворца на северо-востоке Москвы.  

Несмотря на кризис, правительство Москвы смогло запустить два принципиально новых для города проекта — по строительству “народных гаражей” и реконструкции некомфортного жилья. В этом году активно строилось жилье для многодетных семей. Многодетные семьи с пятью и более детьми уже обживают 185 построенных для них отдельных коттеджей. Скоро новоселье будут отмечать участники программы “Народный гараж”. Сейчас в активной стадии строительства находятся 198 паркингов, рассчитанных на 70 тыс. машиномест. Автовладельцы проявляют большой интерес к программе, которая позволяет приобрести в собственность машиноместа в 2—2,5 раза дешевле среднерыночной цены. Например, в ЦАО средняя стоимость места в гараже составляет 1,3 млн. руб., в САО — 910 тыс. руб., в ЮЗАО — 870 тыс. руб., в ЗАО — 895 тыс. руб. и т.д. Мы же жителям всех округов предлагаем покупать гаражи по 350 тыс. руб. за место. Причем в настоящее время все работы по сооружению паркингов осуществляются за счет средств строителей, ни одна копейка из “народных” денег не потрачена. Средства, внесенные гражданами, будут перечисляться подрядчикам лишь после выполнения всего объема работ. Правительство Москвы разработало эту схему, чтобы полностью исключить возможность появления обманутых дольщиков в рамках городской гаражной программы.  

— В августе вы говорили, что по итогам 8 месяцев строительные компании открыли в Москве только два-три новых адреса, что может обернуться дефицитом коммерческого жилья. За последние месяцы что-нибудь изменилось?  

— Застройщикам пришлось непросто, но большинство компаний, на мой взгляд, уже преодолели острую фазу кризиса и приступают к работе в нормальном режиме. Умные предпочитают учиться на чужих ошибках, а не делать своих. В новом году уже не будет погони за бешеными деньгами, не будет возможности строить неликвидное жилье. 2009 год показал, что спросом у населения пользуются добротные квартиры экономкласса в чистовой отделке по разумным ценам. Такое жилье и надо строить, чтобы оставаться на плаву.  

— А какая цена, по вашему мнению, может считаться разумной?

— Знаете, Федеральная антимонопольная служба не рекомендует чиновникам делать прогнозы относительно стоимости жилья, так как их слова могут оказать определенное влияние на рынок. Поэтому я воздержусь от комментариев. Однако разумную цену нетрудно определить, если посмотреть на продажи текущего года.  

— В 2009 году многие строительные компании сменили собственников, и теперь ряд ключевых девелоперских активов принадлежит банкам. Как вы к этому относитесь? Как, на ваш взгляд, будет далее развиваться ситуация на рынке недвижимости?  

— В кризис выживают сильнейшие. А в том, что банки становятся совладельцами строительных компаний, я не вижу ничего плохого — даже наоборот: банки имеют деньги, а объединение производства с деньгами позволит вернуть те объемы строительства, которые были у компаний в докризисные годы. Не надо будет брать кредиты под бешеные проценты, нет необходимости продавать жилье на стадии котлована частным лицам, чтобы обеспечить финансирование проекта. Так что смена собственников в данном случае должна иметь положительный эффект. Потенциально интересных для инвесторов программ только по жилью у нас сейчас на 12 млн. кв. м. Нужно лишь вспомнить об этих программах и напомнить о них инвесторам.  

— Что будет с городскими программами? Говорят, что ликвидация пятиэтажек сносимых серий реально может завершиться лишь в 2014 году, а не в 2012-м.  

— Это не так. В 2009 году будет снесено 146 хрущоб, площадь которых составляет 551,4 тыс. кв.м. В последующие годы объемы сноса будут увеличены, чтобы к концу 2012 года мы могли полностью завершить реализацию этой программы. Снос пятиэтажек уже полностью завершен в Центральном и Южном округах, в этом году к ним, как ожидается, присоединится Зеленоград, на подходе — Юго-Восточный округ. Никаких причин для продления сроков программы до 2014 года я не вижу, и планов таких у правительства Москвы нет.  

— Недавно мэр Москвы Юрий Лужков еще раз заявил о необходимости строительства ЦКАД. Что вы думаете по поводу прокладки этой магистрали? Примут ли московские компании участие в ее строительстве?  

— Строительство ЦКАД существенно облегчит транспортную ситуацию не только для жителей Москвы и Московской области, но и других регионов, поскольку значительная часть перевозок между многими областями страны происходит через московский транспортный узел.  

ЦКАД должна разгрузить столицу и прилегающие к ней города области от большегрузного транспорта. Раньше эту задачу решала МКАД, но после строительства с внешней стороны дороги новых микрорайонов и торговых центров трасса из объездной фактически превратилась во внутригородскую.  

Московские строители располагают большим опытом прокладки современных трасс, необходимыми техникой и технологиями, для того чтобы принять активное участие в этой стройке.  

— А как обстоят дела со строительством дорог в самой столице?  

— Несмотря на сокращение бюджета, мы сконцентрировали имеющиеся у нас денежные ресурсы на строительстве главных транспортных объектов: большой Ленинградки, Звенигородского проспекта и Четвертого транспортного кольца. Эти трассы очень нужны городу, и на каждой из них проделана большая работа. Благодаря этому уже в будущем году по Ленинградской трассе можно будет проехать от Манежной площади до МКАД без единого светофора.  

Несколько транспортных объектов мы традиционно открываем перед Новым годом. На прошлой неделе полностью заработал Волоколамский тоннель в районе Сокола, на днях открываем после реконструкции Крестовский путепровод, завершили строительство первого этапа первой очереди Четвертого транспортного кольца.  

— С 1 января 2010 года допуск к строительным работам организациям, не вступившим в СРО, будет запрещен. Это как-то повлияет на работу столичного стройкомплекса?  

— В настоящий момент все серьезные организации стройкомплекса вступили в СРО. К наиболее крупным объединениям столичных строителей относятся Московский строительный союз, “Столица”, “Столичное объединение строителей”; среди проектных организаций — Гильдия архитекторов и проектировщиков.  

Насколько сократится количество строительных компаний в Москве — можно будет сказать только в будущем году, когда закон заработает в полную силу, и станет ясно, кто из застройщиков остался на рынке. СРО — это хороший санитар рынка: как только эта система реально заработает — некомпетентные фирмочки-однодневки отсеются, потому что СРО предъявляют очень серьезные требования к организациям-членам. И тем организациям, которые раньше просто покупали лицензии, придется либо уходить из строительства, либо серьезно меняться в лучшую сторону.  

Что же касается контроля безопасности, то смысл СРО как раз в том, что полномочия контроля качества переходят от государства к саморегулируемым организациям, и эти сообщества будут в полной мере отвечать за последствия возможных ошибок своих членов. Повторюсь: уже сейчас видно, что СРО предъявляют очень высокие требования к качеству и безопасности работ, потому что за ошибки и некомпетентность одной компании отвечать будут все члены СРО.  

— С чем вы связываете пристальное внимание правоохранительных органов к структурам стройкомплекса? Как вы можете прокомментировать информацию о превышении должностных полномочий чиновниками Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства?  

— Ни для кого не секрет, что деятельность всех структур государственной власти регулярно проверяется теми или иными контролирующими органами. Иногда у них возникают вопросы. Что касается этого конкретного случая, то проверяющие органы продолжают свою работу, поэтому что-либо говорить или делать какие-то выводы пока рано. Мы со своей стороны начали внутреннюю проверку. Сейчас поднимаем всю документацию за 2006—2007 гг., смотрим, какие тогда были расценки на выполнение подготовительных работ по объектам гаражной программы. Хочу подчеркнуть, что с потолка ни одна цифра в городских контрактах не появляется, за каждой строчкой стоит работа экономистов, правового управления, других компетентных органов. Ситуация, конечно, неприятная, но мы готовы в ней разобраться и ответить на все вопросы, которые возникнут у следствия.  

— Владимир Иосифович, что все-таки будет построено на месте башни “Россия” в ММДЦ “Москва-Сити”?

— В настоящее время там планируется строительство парковки. Однако инвесторы проявляют большой интерес к этой площадке. Не исключено, что в итоге там будет построено еще одно высотное здание по индивидуальному авторскому проекту.  

— Очевидно, что завершение строительства Сити из-за кризиса придется переносить. Уже понятно, на какой срок?

— В настоящее время ориентировочный срок окончания основных работ по строительству Сити — 2013 год. Мы рассчитываем в следующем году закончить монтажные работы нулевого цикла на 15-м участке Сити, где планируется построить административное здание правительства Москвы и Мосгордумы. После этого будет проведен инвестиционный конкурс, который определит инвестора на этот участок.  

— Почему до сих пор не открыт Военторг?  

— Это не совсем так. В бывшем здании Военторга с мая этого года открыты офисная часть и подземная парковка. В торговой части (с минус первого по второй этажи) площади постепенно сдаются в аренду, сейчас арендаторы ведут отделочные работы, и как только они закончат — заработает и торговая часть.  

— Поддерживаете ли вы идею ограничить высоту застройки в центральной части города 50 метрами? Многие москвичи недоумевают, как могла появиться железобетонная громада на Садовом кольце в Оружейном переулке. Вам самому это здание нравится?  

— Идею ограничения высоты застройки в центральной части города в целом поддерживаю: центр исторически малоэтажный, градостроительные монстры здесь не нужны. Однако я против отмены ранее принятых решений и возобновления дискуссий. Если все время обсуждать, никогда ничего не построишь.  

Что касается здания в Оружейном переулке, то архитекторы уверяют, что когда закончится облицовка, оно хорошо впишется в архитектуру Садового кольца, в застройке которого уже есть архитектурные доминанты — сталинские высотки.  

— Когда завершится реконструкция гостиниц “Москва” и “Россия”?  

— Гостиницу “Москва” планируется ввести в эксплуатацию в 2011 году. Что касается гостиницы “Россия”, то в настоящее время Моспроект-2 заканчивает работу над проектом застройки территории Зарядья, который будет принципиально отличаться от концепции, ранее предложенной Норманном Фостером. В 2010 году этот проект будет вынесен на Общественный совет при мэре Москвы, после чего строители смогут приступить к поэтапному освоению данной площадки.  

— Что все-таки будет со зданием ЦДХ на Крымском Валу?

— Как известно, Правительство РФ приняло решение о строительстве нового здания для Третьяковской галереи. Также предстоит построить новое здание для художников, которые занимают вторую половину ЦДХ. Поскольку ни у государства, ни у города денег на это масштабное строительство нет, будет объявлен инвестиционный конкурс, победитель которого должен будет сначала возвести музейные объекты, а уже потом, в качестве компенсации затрат, получит площадку, которую сейчас занимает ЦДХ. Что именно на ней появится — правительство Москвы будет решать вместе с жителями. Это может быть гостиница с апартаментами, выставочные помещения, спортивный объект и т.д.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру