Ищу куклу без вредных привычек

«МК» выяснил, как тестируют игрушки для самых маленьких

Игрушки для детей — все равно что духи для мам или галстуки для пап. Дело вкуса! Однако полностью доверившись предпочтениям своего чада, родители рискуют превратить дом в армейский магазин или апартаменты для Барби. Впрочем, современные дети и сами не более чем марионетки в опытных руках производителей игрушек. А фантазия акул индустрии развлечений с каждым годом все изощреннее и изощреннее. Поэтому «МК» решил прислушаться к советам ведущих кукловедов и разобраться, в чем польза, а где вред от новомодных и продвинутых игрушек.

«МК» выяснил, как тестируют игрушки для самых маленьких

Дети разучились играть

Центр игры и игрушки Московского городского психолого-педагогического университета — на сегодня единственное учреждение в России, которое проводит психологическую экспертизу детских товаров, выявляя их игровой потенциал. В Советском Союзе эту функцию выполнял ВНИИ игрушки, сейчас же подобная профессиональная проверка — дело добровольное. Захотел производитель оценить психологическую роль своего детища — извольте! Комиссия из трех человек проведет тщательное исследование свойств товара и его возможностей и вынесет свой вердикт. И при хорошем раскладе на упаковке изученной вещицы будет красоваться особый знак качества — красная лошадка в белом круге, что значит: психологи одобряют.

Центр появился в 2004 году, когда стало понятно, что ГОСТы до конца не справляются со своей задачей — проверкой безопасности товара, предназначенного для детей. Ведь вред может быть не только от некачественного материала, но и от психологического заряда, который несет игрушка. Сегодня в магазинах детских товаров примерно каждая третья вещь вызывает у психологов сомнения относительно целесообразности ее покупки. Оказывается, в нее толком и не поиграешь. А если поиграешь — ничему не научишься. Это касается многочисленных кукол-мультгероев — от Шрека до кукол Винкс. Поскольку такие мультфильмы больше рассчитаны на взрослую аудиторию, детям они малопонятны.

Среди игр, в которые трудно играть, еще одна большая категория новинок — образовательные.

— Российские производители в последнее время делают ставку на дидактические игры, которые учат читать, писать и узнавать что-то новое, — сетует Елена Шеина, начальник научно-методического отдела Центра игры и игрушки. — Но, как известно, дидактика не является целью дошкольного образования. Поэтому она может испортить игру, превращая процесс в зазубривание. На Западе же, наоборот, большую популярность сейчас приобретают семейные игры, в которых познавательный компонент не мешает игре.

Впрочем, надо отдать должное некоторым отечественным фирмам, чьи семейные игры в последнее время завоевали мировую популярность. Например, игра «Эволюция», созданная профессиональным биологом. В ней у игроков большой простор для творчества: они «создают» животных, наделяют свойствами, и впоследствии те вынуждены выживать при строго заданном пищевом ресурсе. А на российском уровне недавно получила признание игра «Головоноги», в которой нужно импровизировать, давая имена необычным существам на парных карточках. Кто первым вспомнит забавное имя чубрика, повторно наткнувшись на его изображение, тот и забирает себе обе парные карты.

Однако подобные полезные игры нечасто попадают в руки детей. Недавнее исследование Центра игры и игрушки в столичных детсадах показало, что дети в «свободное» время порой не знают, чем себя занять. Почему при немыслимом ассортименте игрушек малыши не используют их творческий потенциал, не фантазируют, не создают свой богатый мир идей? По мнению Елены Шеиной, причина может быть в том, что почти везде распались так называемые детские дворовые сообщества, где были свои «предводители», повышавшие планку игры. Еще одна причина в том, что воспитатели в детских садах перестали уделять должное внимание игровым моментам. Они заняты отчетами и проверками. Доля вины есть и на родителях, которые хотят, чтобы их дети занялись «чем-нибудь полезным», подготовкой к школе, например. Что касается повального увлечения компьютером, то ученые констатируют факт: чем интерактивнее игрушка, тем пассивнее ребенок.

Натурально не значит полезно

— Посмотрите на кукол. Их эволюция очень показательна для нашего времени, — продолжает Елена Шеина. — В свое время большой ажиотаж вызывала грудь Барби. Позднее споры разгорелись из-за того, что обладательница пышных форм «стала» мамой, получив съемный живот с младенцем. Сейчас предмет обсуждения — это кукла, которую девочка может сама «кормить грудью».

— Похоже, производители заигрались! Как это вообще возможно, «кормить грудью» пластмассовую куклу?

— Технически все очень просто. В комплекте с куклой имеется специальная накладка-топик на девочку, имитирующая грудь, к которой надо прикладывать кричащую куклу, чтобы она успокоилась. Несмотря на то, что «грудь» выглядит как два цветочка, игрушка вызвала негативную реакцию родителей. Производитель вынужден оправдываться тем, что большинство кукол-младенцев продаются с бутылочками для кормления, что является пропагандой искусственного вскармливания. А этот игрушечный малыш якобы позволяет девочке научиться быть мамой. Но я считаю, что этому можно научиться, только в реальности став мамой.

— А все предыдущие нововведения не вызывали у психологов негативной реакции?

— В 2002 году психолог Людмила Эльконинова не выявила, что Барби стимулирует интерес к половой жизни, не соответствующий дошкольному возрасту. Кукла как модель взрослой женщины давала возможность проигрывать наблюдаемые ребенком отношения между полами. Но это происходило только у детей после 5 лет. До этого возраста различий в игре с Барби и с обычными куклами не было.

— Выходит, Барби оправдали. Но в погоне за покупателем производители создают новые спорные образы. Вопросов к ним немало.

— Порой результаты усилий по созданию «совершенных игрушек» противоречат той деятельности, для которой они предназначены, — игре. Поэтому все, что выпускается с целью «поддержки грудного вскармливания», «развития навыков материнства» или «приобретения знаний» о чем-либо, часто не имеет к игре никакого отношения и просто не нужно.

— Так какими же должны быть правильные куклы?

— Игрушки для сюжетной игры должны быть достаточно условными, дающими возможность ребенку вложить собственное воображение. Куклы-мальчики, как и куклы-девочки, безусловно, нужны. Но в игре совершенно не важна реальность половых признаков, вполне достаточно одежды и прически.

Многие же современные куклы, наоборот, тормозят игру ребенка, требуя от него вполне реальных действий. Например, кукла по-настоящему плачет, ей нужно дать настоящую бутылочку (или накладную грудь), из которой кукла по-настоящему ест, а потом по-настоящему ходит на горшок. Все действия ребенок выполняет по «требованию» куклы, а игра сводится к набору заданных однообразных действий, по сути, к манипулированию предметами.

Лучшие из лучших

— У современного ребенка в среднем от 70 до 500 игрушек, — рассказывает методист Центра игр и игрушек Мария Соколова. — Но для нормального развития ему вполне достаточно девяти. Когда в поле зрения малыша больше девяти игрушек одновременно, ему трудно сделать выбор. В результате ребенок может вырасти неусидчивым, испытывать трудности с усвоением информации, обучением.

С помощью специалистов Центра «МК» составил рейтинг самых полезных игр современности.

1. Конструкторы

Для некоторых карапузов это предмет первой необходимости. Но есть дети, к ним равнодушные. И все же хоть один конструктор в доме должен быть, считают эксперты. Благодаря ему у малыша появится представление о трехмерном пространстве.

Среди новинок рынка можно рекомендовать необычные конструкторы с пятью видами деталей, которые можно соединять 20 различными способами. В то же время не забывайте, что конструкторы нужно подбирать по возрасту. Книги рекордов Гиннесса достоин случай, когда ростовские врачи вытащили из желудка годовалого ребенка 32(!) шарика из магнитного конструктора.

2. Ролевые игры

«Дочки-матери», «Автогонки», «Магазин», «Солдатики», «Больничка», «Космическая станция», «Ферма» — все эти игры и, соответственно, имеющиеся в продаже готовые наборы помогают детям усвоить социальные роли, «войти в образ», раскрепоститься, сочинять на ходу и легко перевоплощаться, озвучивая героев. Мальчишкам, которые любят стрелялки, придется по душе игровой набор «Меткий стрелок», куда входит бластер и несколько «разбивающихся» тарелок. Смысл игры в том, чтобы попасть в вылетающую тарелочку, пока она в воздухе и не коснулась земли. Когда в тарелочку попадают выпущенным из бластера безопасным инфракрасным лучом, она распадается на две части. Но есть и отрицательные примеры — в частности, шпионские приспособления для подглядывания и подслушивания.

3. Настольные и напольные развивающие игры (еще их называют партнерские или семейные). Они учат ребенка просчитывать и прогнозировать свои действия, общаться, совместно решать задачи, уступать (не уступать), делиться и размышлять.

Среди них встречаются сенсорные (например, «Чудесный мешочек», где вслепую нужно угадать, какой предмет ты нащупал), игры на память (к примеру, «Да ну?» — настольная игра в прятки), на внимание (изумительная игра «Матрешкино», где следует как можно быстрее найти матрешку с заданной комбинацией цветов), на ловкость (допустим, нужно стащить из-под динозавра как можно больше яиц и остаться «незамеченным»), на логику (например, игра «Камелот», где нужно выстроить лестницу от замка принца к замку принцессы, или «Найди верный путь», где необходимо помочь животным встретиться в лабиринте лесных тропинок). Есть также игры-головоломки типа «Следопыт Колобок» и стратегические, такие как «Ниагара», где нужно отыскать драгоценные камни, двигаясь по реке, и при этом не упасть с водопада. Хороши игры на реакцию (в этом смысле показателен «Хомо Сапиенс» — когда карты у игроков совпадают, надо кричать голосом того животного, которого твой оппонент выбрал в начале игры), а также на координацию движений (допустим «Блошки в плошке», где нужно забросить в тарелочку деревянные блошки простым нажатием пальца).

Не забывайте при этом, что детей и взрослых без исключения раздражают игры с затянутыми ходами и долгими партиями. Некоторых игроков также напрягает необходимость собирать и красить миниатюры.

4. Наборы для творчества (шитья, лепки, рисования, конструирования домов, создания изделий из бисера и т.д). Работая с цветом и формой, ребенок развивается быстро и гармонично, учится воплощать в жизнь все замыслы, подсказанные воображением.

Удачным примером служат прозрачные витражи, которые нужно заполнять краской. Неудачными оказываются те, где не хватает деталей, высохли краски или сложность исполнения сводит на нет радость от конечного результата.

5. Образные игрушки: герои мультфильмов, исторические персонажи, животные, «чудики» и т.п. Играя в них, ребенок переносит в игру свой жизненный опыт, как бы проживая волнующие его моменты человеческих взаимоотношений, учится заботиться.

Среди заслуживающих внимание можно отметить наборы для режиссерской игры, которые включают фигурки индейцев, стражников, египтян или других тематических персонажей с жилищами и тремя игровыми полями. Можно сконструировать не менее 15 сюжетов игры.

Игрушки, которых следует избегать, — такие экземпляры, которые созданы специально для того, чтобы им причиняли вред — били, растягивали, топили. Такие игрушки толкают детей к насилию. Не менее опасны и так называемые игрушки-шутки (типа чертика или резинового кулака из табакерки). Они могут нанести физический и психический вред. Еще пример — кукла Барби со встроенной видеокамерой (техническая новинка вмонтирована в спину). Создана, чтобы поощрять детей использовать мультимедийные технологии в игре.

6. Пазлы и мозаика. Они тренируют память, наблюдательность и усидчивость ребенка, развивают чувство пространства. А мозаика еще и оставляет возможность проявить фантазию. В магазинах появился неплохой вариант «бесконтактной» мозаики, когда все детали находятся под стеклом, и двигать их можно, загоняя в специальные прозрачные тоннели, только нажатием кнопок, которые открывают и закрывают эти тоннели.

7. Спортивные игрушки и принадлежности (кегли, мячи, ракетки, наборы для игры в бильярд, бокс, крокет, баскетбол и т.д., коньки, ролики, лыжи). Удачный пример спортивной новинки — деревянные «лыжи» для путешествия вдвоем или втроем. Две длинные деревянные лыжины снабжены по бокам веревочками для троих детей. Задача — одновременно всем троим передвигаться на «лыжах» к намеченной цели. Игровой материал, как сказано в описании, «развивает крупную моторику, чувство ритма, умение действовать в команде, коммуникативность, доставляет много ярких положительных эмоций».

А вот пример со знаком минус — комплект из лавки и штанги со стойками. Производители этого детского бодибилдинга рекламируют свой товар как «серьезную систему для упражнений», предназначенную для детей четырех–восьми лет. Диски штанги можно заполнять водой или песком, сам ее вес — 5 килограммов. Педиатры называют этот комплект опасным, ребенок не должен нагружать себя такими упражнениями до подросткового возраста. Для малышей лучшими являются аэробные упражнения — бег, плавание, езда на велосипеде. Полезным является участие в различных командных играх — футболе, волейболе.

8. Научные игры. Опыты, наборы юного химика, физика, волшебника и т.д., археологические раскопки, анатомический театр (все органы человека надо расставить по местам), телескоп, мини-компьютер. У этих игрушек масса плюсов: исследование окружающего мира, расширение кругозора, подготовка к школе, в конце концов.

Очень увлекательными представляются наборы юного археолога, в которых под пластами «земли» лежат кости динозавров, до которых, разумеется, надо докопаться.

Не рекомендуется игра «Операция», где ребенок примеряет на себя роль хирурга и в прямом смысле копается в игрушечном теле. Это ненужный опыт, который к тому же не избавит от невежества.

9. Обучающие игры. Это всевозможные говорящие плакаты, кубики и лото с буквами, конструкторы с цифрами. Их существование имеет одно оправдание: обучить навыкам, необходимым первокласснику. Среди удачных примеров таких игр можно назвать книги-викторины, рассчитанные на двух игроков. «Компьютер» выбирает для участников номера вопросов по разной тематике: от сказок до истории.

Не следует покупать книги с интерактивными электронными ручками. Стоит коснуться умной ручкой страницы, как канцелярская принадлежность сама начинает читать истории вслух в нужном месте. А еще она подсказывает иностранные слова и умеет задавать вопросы. Однако голос диктора звучит на фоне музыки, и дети, как правило, не могут сконцентрироваться на прослушивании информации.

Разумеется, встречаются и такие игрушки, которые трудно определить в разряд вредных, хотя и к полезным они как будто бы не относятся. Например, монстры, мутанты, пришельцы... Считается, что они провоцируют агрессию. Но это для неискушенных взрослых «челопуки» могут быть ужасны, а современные дети относятся к таким персонажам иначе — восхищаются их сверхспособностями, мечтая обладать такими же качествами. Детям крайне важно ассоциировать себя с сильным положительным героем. Однако иногда в таких игрушках грань между добром и злом стирается. Это плохо, поскольку в дошкольном возрасте ребенок еще не способен уловить все нюансы «многогранной личности» и по законам психологии должен делить героев на злых и добрых.

Не такой уж однозначной представляется и ситуация с электронными игрушками. Считается, что они мешают детям фантазировать, поэтому полезны исключительно до трех лет. А потом надобность в них исчезает. У дошкольников эти игры подавляют инициативу (весь сценарий игры уже придуман производителем), а задача ребенка — только нажимать кнопки. Такую игрушку нет необходимости «оживлять», потому что она и так уже «живая».

Психологи Центра игры и игрушки считают, что в разумных количествах машинки, роботы и самолеты должны присутствовать в детской комнате, особенно если в них есть элементы моделирования. А засилье этих предметов действительно опасно для юного техника перспективой стать простым созерцателем «без сюжета в голове».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру