Facebook скрыто манипулирует настроениями пользователей ради экспериментов

Недавний эксперимент Facebook является, по всей видимости, первым в истории исследованием, в ходе которого произошло активное манипулирование информацией в социальной сети

 Новый скандал разгорелся вокруг самой популярной социальной сети. Причиной стал масштабный эксперимент с участием ок. 700 тысяч  пользователей этой интернет-площадки. О странном психологическом эксперименте стало известно лишь сейчас после появления отчета о нем в американском журнале «Proceedings of the National Academy of Sciences». Информация о, по сути, незаконном эксперименте Facebook со скрытой манипуляцией лентами сотен тысяч пользователей спровоцировала раскатистое недоумение  в СМИ, соцсетях и на блогерских аренах. Комментарий эксперта по интернет-технологиям Сергея Корогода.

Недавний эксперимент Facebook является, по всей видимости, первым в истории исследованием, в ходе которого произошло активное манипулирование информацией в социальной сети

 В ходе психологического эксперимента пользователи Facebook видели в новостной ленте либо негативно, либо позитивно окрашенные записи. В соцсети утверждают, что пользователи давали согласие на участие в эксперименте.

В психологическом эксперименте, проведенном Facebook, приняли участие, сами того не зная, почти семьсот тысяч англоязычных пользователей социальной сети. Как сообщает Deutsche Welle, в начале июня были опубликованы результаты исследования, которое компания провела еще в январе 2012 года. Эксперимент заключался в том, что пользователи видели в новостной ленте (Newsfeed) либо преимущественно позитивные, либо, наоборот, в основном негативные сообщения своих друзей.

Исследование показало, что чем больше негативных постов скапливается в ленте пользователей, тем больше отрицательных эмоций он сам выражает в своих сообщениях и наоборот. Таким образом, заключили организаторы эксперимента, настроение разных пользователей сети влияет на наше собственное.

"Когда число положительных фраз из новостных лент было уменьшено, люди реже публиковали позитивные статусы, когда же убирали негативные записи, то это давало обратный эффект. Результаты эксперимента говорят о том, что эмоции, выражаемые людьми в Facebook, воздействуют на наши собственные", — сообщила группа исследователей на страницах американского журнала PNAS, официального органа Национальной академии наук США (РИА Новости).

Самый противоречивый и удивительный факт о том, как сервис манипулирует аудиторией, стал достоянием общественности на прошлой неделе.

Первыми на него обратили внимание авторы The New Scientist и Animal New York: специалисты Facebook по сбору данных намеренно искажали отображение постов в лентах новостей (News Feed) 689 003 пользователей. Так что если с 11 по 18 января 2012 года вы видели в своих лентах сплошь фото мертвых собак или одни только изображения милых младенцев, знайте – вы могли быть частью эксперимента, выдает Forbes.ru.

И хотя и на этот раз Facebook формально не нарушила никаких пунктов своей информационной политики, новость об эксперименте вызвала смешанную реакцию у аудитории.

Ожидаемый вывод, который сделала группа исследователей под руководством Адама Крамера: "Мы получили экспериментальное подтверждение цепной эмоциональной реакции в социальных сетях". 

В руководстве социальной сети не видят ничего криминального и ссылаются на то, что данные исследования, якобы, не связаны ни с одним реально существующим пользователем и не могут использоваться для сбора частной информации.

Представители Facebook говорят, что проделали эту работу с целью увеличить релевантность выдаваемой пользователям информации. По их словам, часть этой работы состоит в том, чтобы понять, как люди реагируют на разные типы контента.

Один из членов правления компании Марк Андреессен заявил, что социальная сеть не сделала ничего необычного. "Посмотрите: когда вы смотрите телевизор, читаете книгу, открываете газету или разговариваете с человеком, кто-то манипулирует вашими эмоциями. Вся система фейсбука предназначена для того, чтобы приводить к позитивным постам и взаимодействиям", хитроумно отписался он в своем твиттере (Интерфакс).

Между тем, член британского парламента Джим Шеридан потребовал провести расследование по поводу эксперимента Facebook, добавляет bfm.ru. По его словам, речь идет о тайном использовании материалов из личной жизни, и таким путем Facebook и другие соцсети смогут манипулировать настроениями людей в сфере политики и других областях. 

Комментарий для "MK.ru" эксперта по интернет-технологиям Сергея Корогода:

В том, что социальные сети проводят эксперименты над пользователями, нет ничего необычного. Уже не раз говорилось: бесплатные сервисы - это приманка для пользователя. Если вы не платите за товар, значит, вы сами - товар. Как правило, соцсети собирают статистику интересов или предпочтений пользователя, после чего сформированные «профили клиентов» продаются платежеспособным клиентам: либо для анализа поведения (включая эмоциональные реакции), либо для показа рекламы. Другое дело, что Facebook от анализа реакций пользователя переходит к попыткам влиять на них.

Уже давно известно, что если отбирать новости или формулировать тексты в соответствии с определенными приоритетами (это называется «активное формирование картины дня»), то можно, даже не прибегая к обману, серьезно влиять на восприятие аудиторией событий и окружающего мира в целом, вызывая эмоциональный подъем или спад. Что отражается не только на, например, политических предпочтениях, но и на работоспособности и продуктивности, и даже в целом на образе жизни. Это делает «властителей дум» владельцами ценного ресурса, которым они активно торгуют, продавая настроения читателей клиентам более высокого, политического уровня.

Так что манипулирование мнением и эмоциями читателей - уже сложившаяся практика, и Facebook просто осваивает технологии работы на этом рынке. В этом плане «утечка» вполне может оказаться не утечкой, а сигналом потенциальным клиентам: «Теперь мы тоже можем влиять на пользователей в нужную сторону! Можно приступать к переговорам».  

Стоит лишь с сожалением констатировать, что такие манипуляции становятся все более явными и беспардонными, а объективность и честное взаимодействие с пользователем все больше уходят в прошлое. В результате читатели или зрители все время вынуждены помнить, что информационный поток зачастую имеет целью не объективное информирование, а манипуляцию их мнением и настроением, и соответствующим образом «фильтровать» поступающую информацию, искать подтверждения или опровержения и т.д. Это отнимает много времени и сил, но главное - убивает доверие. 

Люди ненавидят фото счастливых парочек на Facebook

Неприязнь между счастливыми парочками и остальными пользователями социальной сети Facebook оказались сильнее, чем можно было предположить.

Согласно результатам исследования, проведенного для новой книги «Наука об отношениях», в Facebook меньше всего любят именно тех, кто больше других публикует информацию о своих счастливых взаимоотношениях со второй половинкой, сообщает yahoo.com.

Ради этого исследования было создано несколько липовых страниц на Facebook, где разместили фото людей и их партнеров, установили видимый всем статус «в отношениях» и опубликовали уйму разных постов о том, как эти выдуманные люди обожают своих возлюбленных. На других созданных страничках о личных отношениях не было сказано ничего. 

Затем сотню участников эксперимента попросили оценить созданные профайлы по двум критериям: во-первых, насколько преданными своим половинкам представляются им хозяева страниц, во-вторых, насколько приятными кажутся участникам эти люди. И хотя все липовые влюбленные казались вполне искренними в своих чувствах, именно эта группа любителей поболтать о своих отношениях вызвала меньше всего симпатий у оценивавших их людей.

Доктор Бенджамин Ли прокомментировал результаты исследования так: «Когда люди начинают выкладывать подробности своей личной жизни в соцсетях, из этого обычно не выходит ничего хорошего.». 

Так что, когда в следующий раз надумаете поздравить себя с 15-летней годовщиной или опубликовать рэлфи (от англ. “relationship selfie” – сэлфи влюбленной парочки), подумайте о последствиях. Ваш партнер может любить вас совершенно беззаветно, но остальные пользователи сети вряд ли разделят ваш восторг, подчеркивает mixstuff.ru.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру