В деле Политковской дошли до спецслужб

В суде выяснилось — повторный приказ следить за журналисткой передавал офицер ФСБ

Приступ эпилепсии прервал в понедельник допрос ключевого фигуранта по делу об убийстве Анны Политковской, бывшего милиционера Дмитрия Павлюченкова, ранее осужденного за организацию этого преступления. Впрочем и того, что он успел рассказать, вполне достаточно, чтобы сделать вывод - и этот процесс вряд ли прояснит до конца картину убийства.

В суде выяснилось — повторный приказ следить за журналисткой передавал офицер ФСБ

Павлюченкова привели на допрос без наручников, как это обычно бывает с осужденными. Он вошел в зал, опираясь правой рукой на костыль, держа в левой портфель. Вид у него был довольно болезненный, а вот одежда совсем не тюремная — голубые джинсы и красно-черная клетчатая рубашка. В зале его ждала мама, которая завидев сына, расплакалась. А адвокат Павлюченкова Карен Нерсисян попросил суд разрешить его подзащитному присесть.

- Я знаю Хаджикурбанова, Гайтукаева и Наиля, которого зовут Рустам Махмудов, как я узнал в ходе следствия, - ответил Павлюченков на вопрос судьи, знакомы ли ему подсудимые.

Историю этих знакомств он описал так:

- С Хаджикурбановым меня познакомил Павел Рягузов (фээсбэшник, который не является обвиняемым по этому делу. Согласно показаниям других фигурантов, именно он через ведомственную базу «пробил» адрес Политковской). А Хаджикурбанов - с Наилем и Гайтукаевым. Это было примерно в 2000 году, когда Хаджикурбанов был сотрудником органов.

Павлюченков рассказал, что летом 2006 года, когда он работал начальником Оперативно-поискового управления ГУВД Москвы, ему позвонил Гайтукаев и предложил встретиться.

- Гайтукаев сказал, что надо работать по женщине, он мне дал номер ее дома, машины и адрес работы - в Армянском переулке в Москве. На мои вопросы зачем, он ответил, чтоб я о своей семье думал, - рассказал Павлюченков.

Павлюченков, по его словам, поручил установить слежку за «объектом» своему подчиненному Шошину. Но в какой-то момент Гайтукаев сказал, что работать больше не надо, потому что «объект не в России». Однако работу он, по словам Павлюченкова, оплатил. В кафе «Шоколадница» на Таганке Гайтукаев передал Павлюченкову пакет, в котором лежали 150 тысяч долларов.

Павлюченков подчеркнул:

- Именно за эти деньги мы должны были организовать наблюдение...

Впрочем, из следующих его показаний явствовало, что на слежку ушла лишь малая часть переданного:

- Шошину я заплатил двести долларов и три тысячи отдал Лебедеву (другой бывший подчиненный Павлюченкова), чтобы он платил за слежку, а остальные деньги остались у меня.

А в июле, по словам Павлюченкова, Гайтукаев позвонил ему и попросил достать пистолет с глушителем, который он позже передал Рустаму Махмудову. Тот, когда Павлюченков поинтересовался, зачем нужно оружие, якобы, сказал ему: «для решения проблем с семьей» и попросил, чтобы Павлюченков «не лез, куда не просят».

Во второй половине сентября, как рассказал Павлюченков, Хаджикурбанов заявился к нему и сообщил, что Гайтукаева посадили и теперь все его дела будет вести он, Хаджикурбанов. И потребовал вернуть деньги. 150 тысяч у Павлюченкова на тот момент не было, поскольку 3200 долларов он отдал своим подчиненным, а еще 10 тысяч по просьбе Гайтукаева передал его племяннику Рустаму Махмудову. Как утверждает Павлюченков, он отдал Хаджикурбанову 137 тысяч долларов. А тот ему, якобы сказал, что теперь они хорошо заживут, поскольку «удалось выйти на таких людей»...

В какой-то момент допроса у Павлюченкова затряслась одна рука, потом вторая, потом затрясся он весь. Его адвокат попросил прекратить допрос и Павлюченкову вызвали врача, а заседание перенесли на следующий день.

Представитель потерпевших Анна Ставицкая отметила, что в показаниях Павлюченкова есть явные несоответствия:

- Он сказал, что ему дали 150 тысяч, якобы, за то, что он проводил слежку, но очевидно, что такие деньги только за это не стали бы платить. Он и сам подтвердил, что такая работа стоит гораздо дешевле — 200 долларов отдал одному подчиненному и три тысячи другому, чтобы тот продолжал платить за слежку. Это говорит о том, что Павлюченков изначально знал гораздо больше, чем сейчас пытается изобразить.

Впрочем, пожалуй, самым интересным моментом в показаниях Павлюченкова стало сообщение о том, что повторно распоряжение следить за Политковской, по его словам, отдал фээсбэшник Рягузов. Павлюченков рассказал, что Рягузов позвонил ему и передал слова Гайтукаева, который находился в СИЗО, о том что надо «продолжать работать по прежней теме».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру