Судьи объяснили, что считать пародией

Фемида встала на защиту композиторов от незамысловатых пародий

Высший арбитражный суд России 19 ноября принял решение, что отнюдь не любая шуточная переделка может называться пародией и использоваться без согласия автора.

Фемида встала на защиту композиторов от незамысловатых пародий

Как стало известно «МК», вопросом, что же такое пародия, Фемида озадачилась еще около двух лет назад. Конфликт разгорелся в декабре 2011 года вокруг программы «Стиляги-шоу с Максимом Галкиным». Дело в том, что в одном из выпусков развлекательной программы артисты исполнили пародийные номера на музыкальные видеоклипы «Сан-Франциско», «Чао, бамбино» и «Лондон» группы «Кармен». В свою очередь ООО «Первое музыкальное издательство», которому принадлежат авторские права на эти песни, потребовало от создателей шоу (компании «МТФ Продакшн») компенсацию за незаконное их использование. Судебная тяжба между двумя компаниями длилась около двух лет. Суды трех инстанций отклоняли требования правообладателя, сославшись на то, что ответчик создавал пародию, рассчитанную на создание комического эффекта. А согласно ч. 3 ст. 1274 ГК исполнение пародии допускается без согласия правообладателя на оригинальное произведение и без выплаты вознаграждения.

Однако истцу все же удалось добиться пересмотра дела в ВАС. Изучив материалы дела, коллегия пришла к выводу, что в спорном шоу музыкальные произведения не изменялись вовсе — музыка и слова остались прежними. «Недостаточно просто назвать произведение пародией для получения защиты от иска о нарушении исключительного права. В пародии всегда должно быть что-то новое: выражение или смысл, а изменения просто какой-то детали или персонажа явно недостаточно. Если в произведении слабый пародийный элемент, но большой объем заимствований, то оно не может считаться добросовестным», — заключили служители Фемиды.

А поскольку доказательств «серьезных изменений» компания «МТФ Продакшн» не представила, Фемида отменила все ранее принятые в ее пользу решения и взыскала в пользу ООО «Первое музыкальное издательство» 600 тыс. руб. (по 200 тыс. за каждое произведение).

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру