Отменим ненависть и новогодний фейерверк

Первое выгодно нелюдям, второе — не подобает людям

Первое выгодно нелюдям, второе — не подобает людям
Фото: "Россия 24"

Ком в горле, стук в висках, дрожащие пальцы с трудом набирают волгоградский номер телефона. Там два подряд террористических акта. Троллейбус взорвался вблизи академии повышения квалификации учителей.

В Волгограде мне доводится бывать регулярно: оппонировать диссертации, встречаться с коллегами-педагогами и их воспитанниками. Славные, искренние люди. В силу профессии и призвания, они привыкли, по слову поэта, сеять разумное, доброе, вечное. Кого из них лично коснулась очередная трагедия? Думаю, всех, и не только жителей этого города. Всех нас. Разве бывает чужое горе?

Дозваниваюсь до профессора С. Беловой. В этот роковой час, добираясь на работу, она предпочла троллейбусу маршрутку. О коллегах ничего определенного сказать не может. Списки погибших еще уточняются. Пронесло? Не думаю. Даже если непосредственно не пострадали близкие люди, с этим предстоит жить дальше. Как? В страхе, с нарастающей подозрительностью, разжигая в себе чувство мести? Но в такой отравленной атмосфере невозможно нормальное воспитание детей.

Выясняется, что среди погибших в террористических актах есть дети. Мы только что отпустили их на каникулы. Накануне, за день до трагедии, школы бурлили и искрились праздниками: елки для малышей, скетчи, буффонады и капустники для старшеклассников. Радостные возбужденные лица юных актеров, сорвавших аплодисменты зрительного зала. Счастье юных людей, у которых целая жизнь впереди. Но оказалось, что она может оборваться внезапно, по нелепой случайности, а точнее по злому умыслу тех, кто намеренно сеет страх и ненависть.

Что можем мы, не сотрудники спецслужб, а обычные руководители школ и педагоги, противопоставить этой злой воле? Создавать паспорта безопасности, учить детей бдительности и правилам поведения при террористической угрозе, проводя учебные тревоги? Но мы и так это постоянно делаем. Только едва ли эти, хотя и безусловно необходимые меры, способны уберечь всех и каждого от превратностей нашей жизни, где опасность поджидает в любом неожиданном месте. Честно продолжать делать свое дело? Слишком общий, ни к чему не обязывающий ответ, к тому же предполагающий сомнительную способность отодвигать от себя трагедии, быстро переключаясь на решение текущих проблем. Не получится.

Только что, за день до начала каникул, подписал пачку приказов об организации походов, экспедиций и экскурсионных поездок школьников в другие города. Так было всегда, на протяжении всех тридцати семи лет со дня открытия моей школы. Это только людям далеким от образования кажется, что школы в каникулы закрываются, а они работают еще более интенсивно, погружая школьников в романтику путешествий, без которой невозможно воспитать любовь к отечеству, уважение к собственной истории.

Что касается Волгограда, то это знаковая точка на карте России, туда довольно часто выезжают на каникулах школьники. Считается, что дважды в одно место снаряд не падает. Оказалось, еще как падает. И хотя на этот раз в перечне наших экскурсий город-герой на Волге не значился, я впервые в жизни пожалел о своей подписи под совершенно обычными приказами. Поверьте, здесь не боязнь администратора взять на себя ответственность, а нормальный человеческий страх за детей. Случись что с ними на выезде — в жизни себе этого не простишь. Но ведь на это и рассчитывают нелюди, проводящие устрашающие акции.

Что делать? Раздать детей по домам, чтобы они затаились в квартирах, где, дрожа от страха, припадая попеременно то к компьютеру, то к телевизору провели зимние каникулы в изоляции? Кем мы окажемся после этого? Эмоциональными и психологическими пособниками террористов. Не больше и не меньше. Не дождутся!

Тем более, что даже с рациональных позиций в сложившихся условиях никто не может с полной уверенностью утверждать: мой дом — моя крепость. Люди среднего и старшего поколения слишком хорошо помнят взрывы домов в Москве. А значит наша первейшая педагогическая задача — побороть страх в себе и в окружающих, среди которых дети и их родители.

Вторая педагогическая задача не менее сложна. Это не первый и даже слишком вероятно, что не последний теракт в нашей жизни. Вспоминаю: когда случилась трагедия в Беслане, среди наших шестиклассников был объявлен конкурс рисунков на асфальте. В них дети выражали свое отношение к случившемуся. Тогда поразила надпись под одним из рисунков: «Даже лет через двести сердце требует мести».

Месть всегда адресна, она обязательно предполагает поиск явного или скрытого врага. За этим в отечестве нашем дело не станет. Помня об этом, нам, учителям и родителям, нужно постоянно внушать детям: нравственные уроды, уничтожающие невинных людей, не имеют ни национальности, ни веры. Лелеять в себе месть по этим основаниям — значит продолжать проливать потоки крови.

Вторую педагогическую задачу, отвечающую злобе дня (увы, в прямом и переносном смысле слова) сформулировал еще А. Галич в своей поэме о Я. Корчаке, добровольно вошедшим в газовую камеру со своими воспитанниками. В уста Корчака Галич вложил своего рода нравственную и педагогическую максиму:

Я старался сделать все, что мог,

Не просил судьбу ни разу: высвободи!

И скажу на самой смертной исповеди,

Если есть на свете детский Бог:

Всё я, Боже, получил сполна,

Где, в которой расписаться ведомости?

Об одном прошу, спаси от ненависти,

Мне не причитается она.

Не дать захватить себя ненависти — в наших условиях задача ничуть не проще, чем побороть естественный страх за своих детей.

И наконец, последнее. Не раз за долгую педагогическую жизнь мне приходилось с трудом убеждать родителей учеников в том, что от детей не следует закрывать трагические стороны жизни, якобы оберегая тем самым их психику. Увещевать тех мам, что насильно удерживали дома своих сыновей, рвущихся на похороны трагически погибшего друга. Сегодня, когда телевизионная реклама назойливо призывает жить на яркой стороне и брать от жизни все, особенно важно помнить, что от века человечество знало иной путь воспитания: очищение через страдание — катарсис. Этот путь признают все мировые религии. Всеми правдами и неправдами мы пытаемся обойти эту стезю, но неведомые силы и общий порядок вещей возвращают нас на нее, требуя трезвости и мужества.

Безмерно горе тех людей, чьи близкие оказались в эпицентре трагедии. Нет слов, которые могли бы их утешить. Трагизм их переживаний будет лишь обострен праздничными фейерверками и взрывами петард (вдумайтесь –—веселыми взрывами!) в новогоднюю ночь. У меня нет сомнений, что жители Волгограда в знак сострадания и солидарности на сей раз обойдутся без этих атрибутов празднования Нового года.

А в остальных городах и весях нашей Родины всем ли хватит ума и такта? Не уверен.

Но, по крайней мере, мне хочется верить, что в праздничную ночь под новогодней елью у умных родителей найдутся тихие слова сочувствия безвинно пострадавшим людям, адресованные в первую очередь собственным детям. Пусть пока не поздно наматывают на ус. Способность к состраданию воспитывается только личным примером.

Именно это качество — главное отличие человека от…Мы понимаем, о ком идет речь.

Сюжет:

Теракты в Волгограде

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру