«Формула-1»: 20 лет без Айртона Сенны

Реплика корреспондента отдела спорта Дмитрия ЛЮБИМОВА

1 мая 1994 года случилось великое несчастье, перевернувшее всю индустрию самых популярных в Европе автомобильных гонок с ног на голову. На трассе в Имоле в самом дебюте Гран-при Сан-Марино разбился насмерть единственный заявленный на старте чемпионата мира в классе «Формулы-1» пилот. Это был бразилец Айртон Сенна да Силва, трехкратный победитель этого чемпионата, кумир миллионов, звезда Бразилии, опережавший в своей популярности даже соотечественников - будущих чемпионов мира по футболу. 20 лет назад автор «МК», простой школьник, не скрываясь, плакал у телевизора советского производства «Рубин», узнав эту новость. А гонка шла. Ее выиграл молодой Михаэль Шумахер, которого не за что осуждать.

Реплика корреспондента отдела спорта Дмитрия ЛЮБИМОВА
Фото: wikimedia.com

Если бы Айртон был жив сегодня, он бы от души хохотал над свиноподобными (благодаря нестандартным профилям носовых обтекателей) болидами, которые гоняют в нынешнем чемпионате мира. Я не представляю его в индустрии «Ф-1» сегодня. В комментаторской кабине – сомнительное продолжение карьеры. В качестве топ-менеджера какой-то из команд? Ну совсем несовместимый с образом Сенны вариант. Гонщиком, конечно, он уже быть не мог в 50 лет.

20 лет назад Международная автомобильная федерация и «Формула-1» стали, не по доброй воле конечно, серийными убийцами. В течение весны 1994 года коллизии коснулись пяти пилотов как минимум.

Первый тревожный звонок – авария на тестах Жана Алези.

29 апреля в квалификации чуть не погиб бразилец Рубенс Баррикелло.

30 апреля врачи констатировали смерть новобранца Больших призов Роланда Ратценбергера, австрийца из дебютировавшей команды Simtek-Ford. Он хотел улучшить свое время и подняться по стартовой сетке наверх, но разбил свой болид.

1 мая случилось самое резонансное событие с фатальным исходом. Поворот «Тамбурелло», в который Айртон Сенна, лидировавший уверенно, вошел на максимальной скорости, закончился ударом по касательной в отбойник. Гонщик еще был жив, но это была трагедия в прямом эфире, за которой наблюдали миллионы зрителей…

Через 2 недели в квалификации к Гран-при Монако едва не погиб немец Карл Вендлингер, друг Михаэля Шумахера еще по юношеским сериям. Беда произошла в том самом культовом тоннеле, где 364 дня в году ездят обычные автомобили. «Ф-1» в панике. Карл больше 3 недель находится в состоянии комы.

А ведь предупреждали заранее, причем очень опытные действующие лица «Формулы». Из их числа – Кен Тиррелл, знаменитый владелец команды, носившей тогда его имя; лучший инженер той эпохи из Benetton Джон Барнард; менеджер Ferrari, и нынешний глава ФИА Жан Тодт. Но Фрэнк Уильямс молчал. Еще бы: он получил к себе в команду суперзвезду, легенду, которой всего 30 лет, с которой можно выиграть еще массу титулов. Это потом Фрэнка затаскают по судам. А пока сезон не начался, специалисты били в набат: не делайте этого! Хозяева гонок в целях уровнять шансы команд, а следовательно, добавить зрелищности, запретили активную подвеску,

«трэкшн-контрол» и другие инновации. Мощность же двигателя ограничили верхним порогом во все те же 3,5 литра. Болид становился неуправляемой пулей.

Почему Айртон оказался в Williams-Renault? Предыдущей осенью триумфально завершил чемпионат мира француз Ален Прост, его главный соперник по «Формуле-1» и по жизни вообще. У 4-кратного был контракт с Williams еще на один сезон, но он его расторг. То ли это было связано с усталостью пилота, то ли он не стал рисковать, зная о грядущих проблемах. Сенна занял его место в ряду сине-желтых. Зимой начались разговоры о контактах с Простом команды McLaren, но она соединилась в тот сезон с мотористом Peugeot, чьи двигатели уже изначально смотрелись сырыми. Прост положил слухам конец.

Когда в последний день апреля случилась первая за 12 лет смерть в этом классе гонок (после трагедии с Желем Вильнёвом), Прост сказал в интервью: «Передайте привет Айртону, мне не хватает его…» Это было как будто предчувствие. Точно так же Айртон Сенна не хотел выходить на старт 1 мая. Гонщик был серьезно обеспокоен событиями, это видно из его последних комментариев, но, как это часто бывает, пилот опасался обвинений в трусости. Не выйти на старт в автоспорте можно только из принципа, как на Гран-при США в середине 2000-х из-за скандала с покрышками.

Гонка была возобновлена, Сенна на вертолете был отправлен в госпиталь Болоньи. Узнав о смерти мозга Айртона, семья приняла решение отключить его от аппаратов жизнеобеспечения. Так что, когда Михаэль Шумахер пересек финишную прямую Гран-при Сан-Марино, бразильского волшебника уже не было в живых. Михаэлю всю жизнь доставалось за эту гонку и эту победу. Руководство Большого цирка все критические стрелы отвело от себя очень грамотно. Сенна заплатил очень большую цену за то, чтобы сегодня риск погибнуть на трассе в автогонках «Ф-1» был сведен к минимуму. Но бразильца помнят. Его имя – в названиях поворотов, в документальных фильмах. Он был уникальным человеком, а таких никогда не забывают.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру