«Поссориться с ним было невозможно». Сергей Родионов вспоминает Фёдора Черенкова

Страна осталась без народного футболиста

…Субботним утром всех нас, тех, кто ну хотя бы чуть-чуть интересуется футболом, как обухом по голове ударило. Сухие строчки информсообщений били наотмашь: на 56-м году ушёл из жизни Фёдор Черенков. Отёк мозга, врачи спасти не смогли.

Страна осталась без народного футболиста
Гордость «Спартака» 80-х (слева направо): Вагиз Хидиятуллин, Черенков и Родионов.

И – пелена перед глазами.

Сказать, что болельщики (причём не только спартаковские, по всей стране) его любили, это – ничего не сказать. Боготворили – тоже по большому счёту не то…

Народный футболист, чего уж там преуменьшать.

Таких больше не было в наше время. Раньше — пожалуй, только Лев Яшин и Эдуард Стрельцов.

Он играл — будто песню пел.

Играл «в футбол воистину футбольный...» — как написал Евгений Евтушенко — не о Черенкове, правда, о другом гении — Всеволоде Боброве. Но ведь так подходит!

Он прожил так мало, всего 55...

Две «пятёрки» — как оценка его жизни. Его футбольному таланту и трудолюбию и его уникальным человеческим качествам.

...Сергей Родионов почти всю спартаковскую карьеру с Фёдором Фёдоровичем провёл бок о бок, да и во Франции они поиграли вместе. Ныне Родионов руководит спартаковской академией, носящей имя Черенкова. С кем, как не с ним говорить сейчас?

- Да, не стало Фёдора в ночь с пятницы на субботу… – голос Родионова в телефонной трубке звучит глухо. - Очень больно и очень тяжело на душе. Уникальный человек и футболист был. И главное – личность гениальная. Имею право так утверждать, поскольку много лет мы рядом были – более 30, наверное. Добрый, отзывчивый… Он самозабвенно любил футбол и говорить о футболе мог часами!

- О чём сейчас прежде всего вспоминаете?

- В академии, которая носит его имя, мне кажется, даже физически ощущается то тепло, которое он нёс. Он с удивительной добротой относился к мальчишкам. Иногда отмечал у них такие качества, которые, может, видел только он один. У всех нас траур – и у ребят, и у тренеров. У всех спартаковцев. Да что там — у болельщиков всей страны. Мы потеряли легенду, больше таких нет...

- Вы близко общались с Фёдором?

- Да, мы были друзьями.

- Тогда скажите, правда ли, что однажды Черенков упросил главного тренера «Спартака», великого Константина Ивановича Бескова, отпустить его с матча против киевского «Динамо» на… экзамен в Горный институт?

- Да-да, была такая история. Фёдор же, помимо всего прочего, человек был очень ответственный. Если он обещал что-то – делал. Так и тут: надо быть на экзамене в институте – значит, надо. И Бесков, что удивительно, действительно отпустил его. Вообще это редкость, чтобы футболист такого уровня во время игровой карьеры учился в настолько серьёзном учебном заведении. Лишний раз показывает, насколько Фёдор Фёдорович был талантлив во всём.

- Были ли случаи, когда вы ссорились?

- Да вы что, это даже невозможно представить. Как с Фёдором можно поссориться? Это же потрясающее сочетание: талант, трудолюбие, порядочность… Не зря его называли «народный футболист». А народ не обманешь!

- На поле у вас больше не было такого идеального партнёра?

- Однозначно! Нет, много хороших футболистов в «Спартаке» играло и в сборной, но, думаю, никого не обижу, если скажу, что с Черенковым никого рядом не поставишь…

- Лучший его матч, по-вашему? Лучший гол?

- Знаете, кто-то назвал бы мяч, который он забил «Астон Вилле» на исходе матча Кубка УЕФА на выезде – и этот гол тогда вывел «Спартак» в следующий раунд. Но я-то знаю, как сам Фёдор к этому относился. Он никогда не делил матчи и голы на лучшие и не лучшие, важные и не важные. И не любил помпезности. Выигрывала команда – вот это праздник. А по поводу голов, так даже не собственные мячи его больше радовали, а передачи. Абсолютно точно вам говорю.

- И при этом Черенков был удивительно корректным футболистом, помню только одну красную карточку в его карьере, с АЕКом греческим, когда он отмахнулся…

– Да, я тогда уже не играл в «Спартаке», но просто не представляю, что нужно было сделать с Фёдором, как довести его, как бить, чтобы он ответил. Лично я не помню ни красных карточек на его счету, ни симуляции. Эталон джентльмена!

- Вы сказали, он очень добрый человек был, да?

- Удивительно! Он всем всегда подарки дарил. Не какие-то супердорогие, конечно, а просто вот от души. Видно было, что это ему самому доставляло удовольствие.

- Сам при этом миллионов не скопил и спокойно на метро ездил…

- Он ездил и за рулём. Но вы правы – не чурался и метро. Не зацикливался просто на этом. Нужно было на автомобиле ехать – ехал на автомобиле, быстрее было на общественном транспорте – значит, садился в метро или, например, в трамвай… Вы даже не представляете, как нам всем будет его не хватать! И сколько сегодня людей позвонило, чтобы выразить соболезнования… Весь футбольный мир, из всех клубов!

- Когда состоится прощание с Фёдором Черенковым?

- Во вторник, 7 октября, с 10 до 12 часов утра в Сокольниках в здании спартаковского манежа.

...Не сомневаюсь — очередь будет огромная. И в 2 часа, конечно, не уложатся.

И похороны на Троекуровском кладбище начнутся позже, чем запланировано.

Потому что Черенкова действительно любили все. И болельщики ЦСКА, ныне наиболее оппозиционно настроенные к «Спартаку», и поклонники киевского «Динамо», главного соперника по внутрисоветским разборкам.

И голами его в еврокубках и за сборную СССР восхищались все вместе — пускай и не сыграл он ни одного матча в финальных турнирах чемпионатов мира и Европы.

И какая сейчас разница — что тому виной? То, что не слишком подходил Черенков под концепцию не менее легендарного тренера советской команды Валерия Лобановского, или серьёзные проблемы со здоровьем, которые, увы, преследовали Народного Футболиста много лет...

Не время сейчас разбираться.

Сейчас надо просто придти в спартаковский манеж и отдать дань уважения великому русскому футболисту и настоящему человеку Фёдору Черенкову. Который, конечно же, никуда не ушёл — смотрит на нас сверху и радуется тому, что мы играем в футбол.

Давайте продолжать делать это в память о нём.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26642 от 6 октября 2014

Заголовок в газете: «Поссориться с ним было невозможно»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру