Решение фехтовальщиков: тренер Ильгар Мамедов ответил за олимпийское золото головой

Ирина Степанцева передает из Бразилии

Четыре золотые медали сборной по фехтованию – это не укол соперников, скорее, нокаут. А что? Ильгар Мамедов так и говорит: «Просто когда мы взяли первую-вторую золотую, то нам понравилось, захотели еще. Мы должны работать в Рио-де-Жанейро за себя и за того парня, которому не разрешили выступать на Олимпиаде. Так что добываем медали…». Да нет, не «просто» и не «добывают» - два финальных вечера подряд Россия дарила Олимпийским играм такое зрелище, что ни придумать, ни спрогнозировать невозможно. Золотой стала сначала команда рапиристов, а потом – и саблисток. 

Ирина Степанцева передает из Бразилии

Ох, попал главный тренер сборной по фехтованию Ильгар Мамедов, поймали его на слове. Теперь – деваться было некуда, ведь уже замучили вопросом: когда же за бритву-то возьмется?  А он кивал только: «Обещал ребятам, что побреюсь наголо, если в Рио будет два золота. Придется выполнять обещание. Как Олимпиада закончится, так и сделаю. Готов ли? Что тут готовиться? Бритву взял - и вперед». Бритву взяли в руки спортсмены. И – побрили. Новый имидж теперь у главного.

Впервые с 1996 года  одна страна выигрывает на Играх четыре золота в фехтовании. И эта страна – наша. Яна Егорян - турнир саблисток,  Инна Дериглазова - в соревнованиях рапиристок, команда рапиристов (Тимур Сафин, Алексей Черемисинов, Артур Ахматхузин) и команда саблисток!  Но и тогда, двадцать лет назад, этой страной тоже была Россия!  А нынешние победы - не только за «того парня», но и за Лондон, из которого сборная не привезла ни одного золота.

Четыре олимпийских чемпионки – Софья Великая, Яна Егорян (двукратная!), Юлия Гаврилова и Екатерина Дьяченко растянули у пьедестала огромный флаг России. А потом, укрытые им все вместе, обнялись и спрятали лица. И только взахлеб спрашивали друг друга: «Неужели это случилось?! Правда, это случилось?! Серьезно? Да!!!». Это Великая потом расскажет.

Перед финалом с командой Украины в составе сборной России произошла замена: вместо Екатерины Дьяченко была заявлена Юлия Гаврилова. «Ох, Гаврилова! – не сдерживал восхищения Мамедов. -  Я ей сказал даже: «А ты точно приехала четвертым номером в Рио? Не первым?». Если у нас четвертый номер так фехтует, выигрывает все бои, это о многом говорит,  это большой запас прочности».

- Еще сутки назад я знала, что меня поставят именно на эту встречу. - Сама Юля, конечно, пребывала в эйфории от победы.- Перед финалом я безумно переживала, у меня дрожали руки, ноги... Слава богу, этого никто не заметил. В начале дня, когда разминала девочек, я еще была уверена в своем фехтовании. Но когда настал момент мне выходить на помост, внутри все задрожало. Сразу куча сомнений в голове, неуверенная разминка...

Кристиан Бауэр мне  сказал: «Ты должна наносить удары.  Харлан есть Харлан, но два других боя – ключевые». Хотя лично мне очень хотелось выиграть именно у Ольги, показать, что я тоже в форме, тоже могу быть полезна команде. К тому же, я осознавала, что этот бой очень важен: или мы уходили в отрыв, или украинки подбирались совсем близко. Сегодня какой-то безумно счастливый и безбашенный день. Ты одновременно боишься, переживаешь, радуешься... Что-то невообразимое! Ни с одним тренером мне не приходилось настолько часто преодолевать себя. Ты устаешь, уже ничего не можешь, а от тебя продолжают требовать. Сейчас оглядываюсь назад, и не верю, что столько прыгала, бегала, получала травмы, снова выходила фехтовать...»

«А в это время», как принято писать в увлекательных книжках, Кристиан Бауэр рассказывал, что вообще-то, как тренер, он выиграл в Рио первый командный титул. И точно может сказать: победа в личных соревнованиях – супер, но победа коллектива –  фантастика! Просто на Олимпиаде не бывает никогда. Вот и путь к первому месту не был легким, очень сопротивлялись американки (они в итоге заняли третье место). Да и в финале итоговый счет  (45-30) не должен обманывать. Команда Украины – очень сильный соперник. 

Ну, а поскольку смешанная зона – именно то место, где  кадровые решения видятся наиболее объективно, то этот вопрос Бауэру прозвучал: вы дальше – с Россией или как? Ответ порадовал – никаких «или как» не будет. Месяц назад уже подписан новый контракт, сроком на четыре года.

А Великая, наконец-то, может не беспокоиться. Она вышла буквально с заявлением: «Теперь я  могу говорить, что у меня не только фамилия Великая, но я и спортсменка великая». Ну, кто бы сомневался! Только она, носительница говорящей фамилии -  уступившая золото в личном поединке Яне Егорян, но вместе с ней золото  и завоевавшая.

«Я после последнего удара сначала зажмурилась, а потом и расплакалась от избытка эмоций, - не скрывала Соня. -  Спасибо команде, все  просто замечательные. Рада, что у меня золото. Рада, что мы все с медалями. Вы не представляете, как это здорово -  видеть вокруг, что все счастливы.  А не так, что кто-то с медалями, а кто-то стоит в сторонке. Спасибо и тренерам, которые сумели настроить нас. Мы приехали в Рио в ранге фаворитов, а это очень сложно. Но это спорт, и в нем надо быть тем, кем  являешься.  Я рада, что мы воспользовались нашим шансом и все-таки стали олимпийскими чемпионками. Спасибо всем девочкам за веру в меня.  Очень хотелось сделать именно это -  нанести победный удар.  И еще  я  хотела пофехтовать с Ольгой Харлан (олимпийская чемпионка 2008 года, многократная чемпионка мира). Я ее очень люблю, уважаю. Она замечательный человек и выдающаяся спортсменка с чемпионским характером. Наше противостояние нравится всему миру, оно интригует».

Яна Егорян в смешанной зоне радовалась, пела,  только что не плясала. Могла бы, наверное, но никому в голову не пришло ей это предложить. «Так здорово, так  круто, две меда-а-альки!». Очень тут захотелось поправить – медалищи!

«Я старалась забыть про медаль, которую завоевала в личном первенстве, – время порадоваться еще будет. Начинала командные соревнования с нового листа. …Знаете, я где-то здесь в зале потеряла кошелек. Или украли, неизвестно, в общем, пропал после того, как мы Америку победили. А на чемпионате мира у меня машину эвакуировали. Я тоже подумала тогда, что угнали, но ее вернули. Надеюсь, и кошелек вернут. Хотя бог с ним, с кошельком! Пусть это будет хорошей приметой на будущее. Если что-то теряю, быть победе! Именно в командных соревнованиях.

Летим домой с нашими чемпионами-рапиристами. Они - молодцы, вдохновили нас. Мы весь день шутили: если мальчики смогли, то и мы сможем! Они вырвали победу в сложной ситуации, я ими восхищаюсь».

- Когда такой победный счет - 45:30, эмоции у всех, конечно, не такие, как были вчера, когда мы выиграли золото в командной рапире, - смеется все еще не бритый Ильгар Мамедов. - Вчера были не эмоции, а сумасшествие. Сегодня все было надежно, с заделом.

Были и били кулаком

Парни не просто вырывали победу, накануне они действительно вытворяли нечто на грани безумия. Своего и нашего. Командные медали Олимпийских игр россияне получали дважды — золотую в 1996 году в Атланте (за ту команду фехтовал Ильгар Мамедов, который свое первое и командное олимпийское золото выиграл в 1988 году в Сеуле) и бронзовую в 2004 году в Афинах. Спустя двадцать лет в Бразилии Алексей Черемисинов, Тимур Сафин и Артур Ахматхузин  со счетом 45:41 взяли верх над сборной Франции, отыграв девять уколов!

И даже главный тренер узнал в этот день про фехтование необычное. «Двадцать лет спустя – совсем как у Дюма! Оказывается, напрочь проигрывая в начале встречи, можно победить, если не сдаваться до конца. Все три встречи на турнире получились тяжелыми, было много технических и тактических упущений, но характер не ломался. Когда проигрывали «минус девять», огорчал не столько счет, сколько беспросветность. Не было видно рисунка, благодаря которому можно было бы изменить ситуацию. Проигрывали по всем фронтам – и в атаке, и в обороне. Вот что было неприятно. В душе у нас все время теплилась надежда, хотя многие наверняка уже не верили, что Россия может выиграть в финале. Вот и французы высокомерно подумали, что победили, сделали замену – и просчитались. А нам это было на руку. Ребята показали, что они настоящие воины, бойцы. Бороться до конца – это самое важное на Олимпиаде».

Они так и вышли после награждения – командой. Героями.

- Пока последний укол не нанесен, ты еще не проиграл. Мы попадали в похожие случаи на других турнирах. И мы знаем, как можем повести себя в экстремальных ситуациях, когда ведем в счете или проигрываем, - говорит Артур Ахматхузин, несгибаемый человек с железной волей, как охарактеризовали его тренеры. А знаете, как «несгибаемый»  орал в подтрибунном помещении? Таким был, наверное, крик первобытного человека, которому слова не нужны. То был крик повелителя. - На тренировках мы отрабатываем различные моменты - ситуации, когда проигрываем, например, два укола или ведем два укола, изучаем, какие эмоции мы испытываем при этом. Это большая работа и если мы сегодня выиграли, значит, мы все сделали правильно.

Алексей Черемисинов, а его бой стал последним, рассуждая о том, как все складывалось в этот вечер, вдруг сказал: «все равно выиграли бы, потому что олимпийский чемпион – это судьба».

Прав он или не прав, можно будет осмыслить потом. А пока – важнее было понять, видит ли себя Алексей в фехтовании дальше? «Очень быстро вы меня об этом спрашиваете, мне сейчас надо, условно говоря, встать из-за стола, походить, погулять, растрястись и понять, хочу ли я еще кушать или нет. Пока я очень хочу. Пока я бы еще вышел и встречку бы провел. Прямо сейчас».

Но заключительный бой все не отпускал. «Ле Пешу – лидер сборной Франции, он четырехкратный чемпион мира в командном зачете, причем каждый раз побеждал с новой командой. При счете 40:38 я понял, что это наш шанс. Шанс для всех, кто с нами работал. Олимпийский турнир - три встречи, восемь команд. Если сравнивать, то чемпионат мира – это более представительный и интересный с точки зрения профессионалов турнир. Но с точки зрения ажиотажа, давления он именно что жесткий. Проходит раз в четыре года».

А Тимур Сафин попросил два дня – чтобы осознать, что же произошло с ним в этот день. «Мы верили и победили! Мы шли к этой награде всю жизнь. Уступали девять уколов, но все равно продолжали до последнего верить в победу. Без веры ничего не будет, и она придавала нам силы и уверенность. Хочу сказать всем спортсменам, которые еще будут выступать за Россию, чтобы продолжали верить в себя, и все у них получится. Перед последним кругом главный тренер по рапире Стефано Черриони собрал нас и сказал: «Ребята, вы можете!» Он сумел внушить нам железную уверенность, что все будет хорошо. Черриони вообще умеет зарядить энергией. Нельзя сказать, конечно, что это победа одного человека. В эту золотую медаль вложили свой труд десятки, нет, даже сотни людей. Тренеры, доктора, болельщики – это все их заслуга! Мы были одним кулаком».

…А знаете, что? Это я возвращаясь к бритой голове Мамедова. Общественность ведь потрясена? Не две золотые медали получила команда, а все четыре! Да еще серебро, да еще две бронзы! Короче, без вариантов - надо в сборной две главные головы брить! Мамедова – готов, еще, например…  Нет, пусть сами  разбираются, даю варианты: менеджер сабельной сборной Кристиан Бауэр и  тренер сборной по рапире Стефано Чериони. В принципе, можно и все три головы в дело пустить. Командный выход – одним кулаком.

Сюжет:

Олимпийские игры в Рио

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27177 от 15 августа 2016

Заголовок в газете: Уноси готовенького!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру