Станислав Черчесов: «Тему антирекорда Акинфеева поднимаете вы, журналисты»

Главный тренер сборной России сделал ряд сенсационных признаний

Матчем в Грозном, где сборная России дожала-таки неуступчивых румынских футболистов, наша национальная команда завершила свою спортивную программу в текущем календарном году. После возвращения из Чечни главный тренер Станислав Черчесов заглянул в гости к «МК» и, как говорится, с пылу с жару поделился своими впечатлениями и дальнейшими ожиданиями от работы с главной командой страны.

Главный тренер сборной России сделал ряд сенсационных признаний

«НЕВОЗМОЖНО ОДНИМ НАЖАТИЕМ КНОПКИ ПЕРЕСТРОИТЬ ФУТБОЛИСТА С КЛУБА НА СБОРНУЮ»

— Станислав Саламович, можно ли по итогам спаренных игр сначала с Турцией и Ганой, а затем с Катаром и Румынией говорить, что прослеживается тенденция, согласно которой второй матч на одном и том же сборе ваша команда проводит лучше?

— Да. Это объясняется тем, что футболисты приезжают в сборную в разной степени готовности, а ко второй игре мы успеваем привести форму игроков к общему знаменателю. В октябре у нас был один матч с Коста-Рикой, к которому мы целенаправленно готовились. Да, результат получился отрицательным (поражение 3:4. — «МК»), но содержанием игры я остался удовлетворен. По ходу той встречи мы оказались в положении отыгрывающихся, но сумели выровнять ситуацию и сравнять счет. Жаль, что пропустили с пенальти в компенсированное время. Катару, матч с которым тоже не обошелся без ударов с одиннадцатиметровой отметки, проиграли, хотя открыли счет в матче. А вот румынам уже сами забили в добавленное арбитром время. Сейчас идет процесс становления команды. Быть может, мы бы и хотели видеть в составе Федора Смолова, Артема Дзюбу, Алана Дзагоева, Олега Шатова, Василия Березуцкого, но из-за травм в команде их не было.

— А что вы успеваете сделать за время этих непродолжительных сборов?

— Первые два дня обычно посвящены адаптации ребят, втягиванию в рабочий процесс. Никаких физических нагрузок они не получают, в основном идут лишь тактические занятия. Это связано с тем, что игроки приезжают в сборную сразу после матчей тура РФПЛ, и им требуется некоторое время для восстановления. Невозможно одним нажатием кнопки перестроить футболиста с клуба на сборную.

— Вы представили нам модель игры с тремя центральными защитниками...

— Мы изначально, учитывая в том числе и кадровые потери, планировали ее опробовать в этих матчах. Хотя в концовке игры с Катаром все же вернулись к варианту с двумя игроками в центре обороны. Если в матче с Катаром Александру Самедову не хватало сил закрыть всю бровку и он больше сосредоточился на оборонительных действиях, то с Румынией уже успевал и в атаке принимать активное участие. Работа, которую мы провели вместе на этом сборе, позволила гораздо увереннее выглядеть во второй встрече.

— Как идет процесс создания благоприятного микроклимата в команде?

— Поражениям, конечно, никто не радуется, но и они бывают полезны, чтобы сплотить коллектив и адекватно оценить собственные действия. После Катара прошел серьезный разбор игры, ребята, знаете, как-то по-спортивному разозлились. Да и об ответственности перед болельщиками, которые поверили в команду после встреч с Турцией (0:0), Ганой (1:0) и проигрыша при содержательной игре Коста-Рике, никто не забывал.

— Как отреагировали на гневную критику в адрес сборной после поражения от Катара?

— Критика бывает разной. Я предпочитаю профессиональный анализ: что получилось, что нет, был ли прессинг, проходили ли передачи… А когда идет лавина информации, а ты даже не видишь, что важного из общего потока можно вычленить, то не совсем понимаю, зачем это. Сборная не хочет закрываться от болельщиков, от прессы, но хотелось бы, чтобы критика была конструктивной, основанной на фактах и анализе.

«СБОРНАЯ ГАНЫ ДО ВСТРЕЧИ С НАМИ ДВА ГОДА НЕ ПРОИГРЫВАЛА В ОФИЦИАЛЬНЫХ МАТЧАХ»

— Вы удовлетворены уровнем соперников в контрольных матчах?

— А что плохого в этих соперниках?

— Ничего плохого. Вы их уровнем удовлетворены? Многие болельщики в соцсетях настаивают, что играть надо исключительно с командами уровня Бразилии и Германии…

— Чтобы играть с лучшими сборными мира, необходимо договариваться заранее. Мы же оказались в ситуации, когда незадолго до старта отборочного цикла чемпионата мира изменилось количество участников турнира. Все группы стали равными по количеству команд после включения в состав ФИФА Косово и Гибралтара.

Чем плоха сборная Турции, игравшая на последнем чемпионате Европы? Гана разве слабый соперник? Эта команда два года никому не проигрывала в официальных матчах. Коста-Рика, являющаяся четвертьфиналистом чемпионата мира в Бразилии, чем не угодила? Румыния на чемпионате Европы во Франции практически во всех матчах сражалась до конца и имела шансы на положительный результат.

— А Катар?

— В России зима, а в Катаре была возможность в отличных условиях провести полноценный сбор, сыграть со сборной страны, которой в 2022 году предстоит принимать мировое первенство.

— То, что этот сбор прошел без многих армейцев и зенитовцев, стало проблемой?

— И да, и нет. С одной стороны, не было многих игроков, которых мы привыкли видеть в составе сборной. С другой — получили возможность сыграть те, кого принято относить к ближайшему резерву. Если нет Василия Березуцкого, Федора Смолова и других футболистов, кто-то ведь должен занять место на поле. Были бы на сборе все, кого принято называть основными, — остальные получили бы свои 15 минут на поле, и все.

— А вызывая кандидата в сборную и давая сыграть ему 15 минут, вы успеваете оценить его готовность выступать за национальную команду? Понятно, что вы видите этих ребят не в первый раз и представляете их возможности, но как быть с проверкой в боевых, экстремальных условиях?

— Здесь спешка ни к чему. Полоз на первом сборе в первом матче вообще не сыграл ни минуты, потом вышел минут на 15, затем появился в стартовом составе. Кутепов не выходил на поле на сентябрьском сборе, зато получил игровую практику на втором. Есть список из более чем 60 кандидатов, за всеми мы тщательно следим. Вы же видели, какое количество футболистов побывало в сборной за последнее время.

— А есть ли шансы попасть в команду у игроков, которых пока к кандидатам не относит никто?

— Несомненно. Сборная не может не жить сегодняшним днем, хотя мы обязаны думать и о ближайшей перспективе. Очень важны уровень и готовность в данный момент. И уровень этой готовности необходимо адекватно оценивать. Речь не только об игровых моментах: надо знать, как игрок адаптируется в команде, не станет ли в коллективе инородным телом. В том числе для этого и нужны сборы.

— Кто из дебютантов лучше всех влился в команду?

— Не стану называть фамилий из педагогических соображений. Вот скажу, что один игрок удивил, а другие что — не удивили? Или удивили, но со знаком минус? Вот сыграли неудачно в Катаре Полоз и Ерохин, задача тренера — понять, почему это произошло в конкретном матче. Это же не значит, что следует забыть все, что у них получалось в сборной до этого. Мы выпустили этих ребят во втором тайме с Румынией, и они внесли свой вклад в победу. Мы с Гинтарасом Стауче и Мирославом Ромащенко тоже играли на профессиональном уровне, и у нас случались неудачные матчи, после которых нам давали шанс реабилитироваться. Вот и мы не намерены ставить на ком-либо крест.

— Удивила мощная поддержка сборной в Грозном?

— Город для меня не чужой, так что об удивлении говорить не приходится. Зрительская поддержка меня порадовала. Здесь любят футбол, любят «Терек», пришли и на сборную. Считаю решение провести встречу с Румынией в Чечне абсолютно правильным. Я чувствовал себя в родной стихии, здесь нам сопутствовала удача. Решающий мяч забил, если помните, Магомед Оздоев, который родился в Грозном.

— Когда выпускали Магомеда на замену, напомнили, что он выходит на поле в родном городе?

— Нет, в этом не было необходимости. Тренер видит, в каком состоянии находится игрок, как он работает на тренировках. Лишние слова здесь были ни к чему. Скорее это был тот случай, когда надо успокоить игрока, направить его мысли на поле, а не за его пределы.

— Болельщики опасаются, что, демонстрируя недостаточно содержательный футбол в контрольных встречах, сборная покажет такой же на чемпионате мира…

— Я родился в Советском Союзе и знаю, что такое жить пятилетними планами. Но тренеры не могут работать в таких циклах — необходимо добиваться результатов здесь и сейчас. Мы провели 5 встреч: 2 матча выиграли, один раз сыграли вничью и дважды проиграли. В проигранных Коста-Рике и Катару матчах при благоприятном стечении обстоятельств могли добиться лучшего результата, хотя и у румын вырвали победу на последних секундах. Отмечу, что это не товарищеские игры, а именно контрольные. В них были и ушибы, и микротравмы, и прессинг присутствовал.

— Когда можно будет разглядеть прообраз команды, которую вы хотите видеть на домашнем для нас мировом первенстве-2018?

— Думаю, что Кубок Конфедераций, который пройдет в России следующим летом, даст определенную информацию, можно будет делать какие-то выводы. Я сам служил в армии, в артиллерийских войсках. Так вот, любой военный вам подтвердит, что есть учения, а есть боевые действия. В ходе учений я из гаубицы уже со второго снаряда поражал цель, хотя на пристрелку дается аж пять снарядов, а шестой уже должен попадать. Попаду ли я в боевых условиях так же? Понятия не имею! Кубок Конфедераций и будет проверкой в боевых условиях.

Контрольные матчи — это учения. Они имели место и в нашу бытность игроками, причем как на клубном уровне, так и на уровне сборных. Приходилось работать над самонастроем. Победы в любом случае придают дополнительную мотивацию, формируют позитивный фон.

— Но вы же говорили, что польза от контрольных игр несомненно есть.

— А в чем вы видите противоречие? Та же встреча с Катаром многое показала. Это была хорошая проверка командного характера, личных волевых качеств. И не все их проявили в Дохе. Пища для размышлений имеется, будем анализировать.

— Поражения для анализа более ценны?

— Победы нередко приводят к завышенной оценке и неправильным выводам. Сложно объяснить футболисту, что он что-то на поле делал не так, после того, как команда выиграла. А после неудачного результата объяснения воспринимаются гораздо лучше и быстрее. Называю это знаками. Прислано нам свыше большое количество травмированных игроков — значит, надо смотреть других.

— Следите ли вы за игрой российских футболистов, выступающих в зарубежных клубах?

— Мы за всеми следим. Даже за теми, кто об этом и не подозревает. У тренерского штаба сборной нет ни симпатий, ни антипатий ни к одному футболисту. Это профессиональный футбол, ничего личного.

«ПРИГЛАШАЛИ ТЕХ, В КОМ ВИДЕЛИ ПОТЕНЦИАЛ»

— Вас устраивает та конкуренция, что есть в сборной на вратарской позиции?

— Игорь Акинфеев играет на своем уровне вне зависимости от того, поджимают его конкуренты или нет. Крицюка надо было поставить с Катаром? А вы помните, что Станислав 6 ноября играл за «Краснодар» и был заменен на 35-й минуте, успев пропустить к этому моменту 3 мяча от «Оренбурга»? Джанаев в тот же день играл за «Ростов» на уколах. В сборную Сослан прибыл, но через несколько дней уехал лечиться в клуб. А вылет в Доху у нас был на следующий день после тура. Вот и играл Акинфеев, так как был единственным готовым к матчу голкипером. Будь у нас до вылета хотя бы еще несколько дней — возможно, и вызвали бы других вратарей в сборную. Были определенные нюансы и с визами, которые оформлялись заранее.

— Среди некоторых болельщиков встречается мнение, что Акинфеев устал от футбола и временами позволяет себе расслабиться на поле…

— Приведите хоть один такой пример! Мне что, подходить к нему перед матчами и спрашивать, готов ли он? Это может только навредить. Представьте сами: я подхожу перед игрой к любому футболисту сборной и интересуюсь тем, как он оценивает степень своей готовности. Конечно, он скажет, что готов. Скажет, а потом будет думать: а зачем меня об этом спросили? На тренировках же видно, в какой форме находится игрок. Если сегодня у него ноги не бегут, то с чего завтра что-то изменится?

— Скажите не только как тренер, но и как замечательный в недавнем прошлом голкипер: тема с антирекордной серией Игоря в Лиге чемпионов не мешает ему?

— Так это вы, журналисты, ее поднимаете. Никто бы никогда об этом даже не подумал, не напоминай вы каждый раз об этом.

— Но ведь эта серия — не журналистский вымысел, а всего лишь доступная любому пользователю интернета статистика.

— Все эти разговоры не идут на пользу ни игрокам, ни команде. Посмотрите, как оскорбительно позволяют вести себя по отношению к Лионелю Месси аргентинские болельщики и пресса. Его нещадно критикуют. А речь идет о лучшем футболисте всех времен и народов. Ну ладно, написали, что он не забил пенальти или плохо сыграл, но как можно говорить, что он — никто?

И мы с подобным сталкиваемся. Случается, что футболист не попадает в игру, и его не ругают. А Саша Кокорин отрабатывает на поле 90 минут, отдается борьбе без остатка, а говорят, что он сыграл слабо. После этого, естественно, напоминаю ему, что пишут о Месси…

— В линии обороны сборной практически не осталось армейцев. Не отразится ли это на Акинфееве, который больше 10 лет играет с одними и теми же партнерами что в клубе, что в национальной команде?

— Не вижу здесь проблемы вообще. Быть может, смена обстановки может пойти ему даже на пользу. Да и Василий Березуцкий по-прежнему в сборной, он — наш капитан.

— Вы вызывали в сборную футболистов, которые не имеют игровой практики в своем клубе…

— Мы осознанно пошли на этот шаг, ведь необходимо поддержать ребят, которые являются кандидатами в национальную команду. Магомед Оздоев, хотя мало играет в «Рубине», забил победный мяч Румынии. Павел Могилевец отыграл в Грозном 60 минут. Я не имею возможности просить или рекомендовать клубным тренерам, кого выпускать на поле. У клубов свои задачи, которые они стараются решать. Мы же позвали не просто тех, кто нам нравится или когда-то неплохо выглядел на поле. Приглашали тех, в ком видим потенциал. Тот же Могилевец вполне может клуб поменять зимой или летом, когда у него истекает контракт. Второй эшелон у национальной команды есть, но он не проверен в боевых условиях. Этим и занимаемся.

Сергей Игнашевич говорил о завершении выступлений в сборной, но я ему сказал, что может наступить момент, когда он будет необходим команде. Так зачем мне вызывать его сейчас, если я и так прекрасно знаю, на что он способен? Пусть лучше получат бесценный опыт те, кому он нужен.

«СОВРЕМЕННЫЙ ФУТБОЛ — ЭТО ЭФФЕКТИВНОСТЬ, А НЕ АРТИСТИЗМ»

— Вернемся к разговору о схеме с тремя центральными защитниками…

— Надо оценивать свои силы адекватно, не переоценивая их ни в коем случае, но и избегая недооценки. Последний раз сборная успешно выступала удачно в 2008 году, когда Жиркову, Игнашевичу, Березуцкому и многим другим игрокам было на 8 лет меньше. О количестве центральных защитников на поле очень простые, но при этом правильные слова сказал Арриго Сакки. Их смысл заключался в том, что если у тебя есть в распоряжении 2 топовых игрока центра обороны, то надо играть в 2 защитника, если нет — то в 3. Проецируя это на нашу команду, могу сказать, что даже при наличии двух центральных защитников высочайшего класса необходимо иметь на вооружении и наигранную схему с тремя. Думаю, что окончательно определимся с приоритетной схемой после Кубка Конфедераций, но и до него было бы очень полезно проверить свои силы в матчах с сильными соперниками.

— В современном футболе при любой игровой схеме крайне важна роль крайних защитников, от которых требуется не только надежная игра в обороне, но и постоянная активность в атаке. У нас это проблемная позиция, как многие говорят: есть Юрий Жирков, конечно, есть Дмитрий Комбаров слева, есть Игорь Смольников справа, а ещё кто?

— Мне хватает игроков на всех позициях, а не только на флангах обороны. И я бы не стал столь конкретно выделять именно те фамилии, которые вы сейчас назвали. Да и об игроке по фамилии Фернандес, который в апреле 2017 года обретет официальное разрешение играть за сборную России, не забывайте.

— Сборная России на чемпионате мира при жеребьевке будет посеяна в первой корзине, что означает, что мы попадем не в самую сложную группу. Стоит ли с учетом этого наигрывать определенную схему как приоритетную?

— Слабых соперников на мировом первенстве не будет точно, но необходимо быть готовым к любым вариантам жребия. Более того, состав, как и игровая схема, может претерпеть изменения перед каждым матчем. Например, могут быть кадровые потери у нас, а могут ведь и у соперника. С полной уверенностью могу сказать только одно: быть посеянными в первой корзине точно лучше, чем в четвертой.

Честно вам сказать, заниматься прогнозами не люблю. Анализировать надо конкретную информацию. Готовимся ко всем возможным ситуациям. Просматриваем большое количество футболистов, играем с представителями разных континентов. Будут известны имена соперников, будем готовиться к ним, но концентрироваться надо в первую очередь на себе. Если все время отталкиваться от оппонента, то можно о себе забыть.

— А способна сборная России с нынешним подбором исполнителей на чемпионате мира сыграть от себя, а не от соперника?

— Диктовать свои условия на поле можно по-разному. Вот смотрю я статистику последних лет и вижу, что команды, которые во главу угла ставят контроль мяча, ничего не выигрывают. В матче с Румынией наши соперники едва ли не больше владели мячом, но мы в два раза чаще били по воротам. При всем желании мы не сможем играть, как испанцы. Для тотального контроля мяча необходима высочайшая индивидуальная техника каждого футболиста. Значит, нам надо подобрать ту игровую модель, которая нам подходит и будет эффективна, а не ту, что нравится. Современный футбол — это эффективность, а не артистизм.

— Не сомневаемся, что вы очень внимательно следили за происходящим на недавнем чемпионате Европы. Какие тенденции в развитии футбола могли бы отметить и что нам следовало бы позаимствовать?

— В первую очередь хорошо бы взять на вооружение тот командный дух, что демонстрировали многие команды на Евро. Мы видели сборные, которых никто не относил к фаворитам, но они сражались на поле за каждый метр игрового пространства. Это является неотъемлемым условием для достижений в футболе.

— В этом большую помощь может оказать истинный лидер, который способен повести команду за собой, как Криштиану Роналду (не берем расчет игровые качества, говорим о харизме) в сборной Португалии. У нас есть такие ребята в команде?

— В сборной в ее нынешнем виде мне пока более важным представляется то, как каждый игрок отрабатывает на своем участке поля, как выполняет свое задание. Говорить о команде в спортивном плане пока еще рано — ввиду того, что через нее проходит очень большое количество игроков. Для тренерского штаба важно не упустить момент, когда лидер проявит себя. Просто по приказу лидеры не появляются. Капитанами и лидерами не всегда становятся игроки, которые больше всех забивают или отдают передач. И Лео Месси — из плеяды тех, кому проще самому забить, чем вести партнеров за собой. Лидер сам проявится, а нам необходимо это не упустить.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27263 от 25 ноября 2016

Заголовок в газете: Станислав Черчесов: «Мы следим даже за теми, кто об этом и не подозревает»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру