Михаил Гершкович: почему необходимо сохранить наследие ЧМ-2018

Глава Объединения отечественных тренеров об уникальном для нашего футбола моменте, который нельзя вновь упустить

Десять лет назад, в 2008-м, сборная России по футболу была не менее популярна, чем сегодня. Успешное выступление на чемпионате Европы породило в обществе могучую волну энтузиазма: футболисты купались в славе, любви и уважении, настоящее было светлым, перспективы казались чистыми и ясными. Если всерьез браться за решение проблемы дальнейшего развития игры, удачнее момента и придумать невозможно!

Глава Объединения отечественных тренеров об уникальном для нашего футбола моменте, который нельзя вновь упустить

Может, кто-то действительно хотел как лучше, но получилось в итоге как всегда. Страна порадовалась за ребят от души, все, кто заслужил, получили награды, звания, премии и новые контракты, а дальше жизнь пошла своим чередом. И спустя недолгое время выяснилось, что шансы ушли в песок.

Разговоры о фундаментальных инициативах, которые должны были поспособствовать качественному рывку, разговорами так и остались. Комплексным развитием российского футбола никто не озаботился, а когда праздник закончился, и начались суровые будни (вроде неудачного квалификационного турнира к чемпионату мира-2010), волна погасла окончательно. У любой волны есть такое свойство — тихо гаснуть.

● ● ●

Упущенный шанс-2008 фактически стал явлением национального масштаба, люди футбола до сих пор вспоминают о нем с горьким сожалением. А события лета 2018-го придали этим воспоминаниям свежий импульс: в стране снова, как и десять лет назад, наблюдается резкий подъем интереса к футболу. Можно сказать, настоящий бум.

Истоки его понятны. Во-первых, Россия организовала и провела чемпионат мира на высочайшем уровне, задав совершенно новые стандарты. Во-вторых, успешно сыграла национальная сборная — успешно и по результату, и, что принципиально важно, по содержанию. Все это не могло не отразиться на настроении россиян, на их восприятии футбола. Чемпионат мира завершился три с лишним месяца назад, а теплое, чтобы не сказать — нежное отношение к футболу сохраняется в обществе до сих пор.

Немаловажно, что и в отношении к футболу со стороны государства наблюдаются серьезные перемены. Россия воплотила в жизнь проект гигантских масштабов, вложившись в футбол полностью, без остатка, и получила адекватную отдачу. «Наверху», хочется верить, поняли, что «спорт номер один» — абсолютно жизненная формулировка. Пусть ненадолго, но ведь футбол действительно вышел в нашей стране на уровень национальной идеи, обрел государственный статус, стал мощным инструментом влияния, очень удобным рычагом воздействия на социум. Власть не может этого не понимать.

Соответственно, люди, живущие футболом, болеющие за него душой и сердцем, переживают нечто вроде дежавю: ну правда ведь, грех не воспользоваться благоприятным моментом для того, чтобы обеспечить наконец толчок развитию игры! Если не сейчас, то когда?

● ● ●

Но чем дальше, тем больше опасений, что история из далекого 2008-го может повториться. «100 дней после триумфа» пролетели в песнях и плясках, а до конкретных шагов никому и дела нет. Один из самых наглядных примеров в этом смысле — реализация программы «Наследие», которая находится под контролем государства и ФИФА.

Комитет РФС по развитию, членом которого я являюсь, за последнее время дважды обсуждал тему: до чемпионата мира, когда стало известно, что такая программа обязательно будет предложена к реализации, но еще не был озвучен ее объем, и после, когда цифры появились (только из госбюджета «Наследие» получит порядка 16,5 миллиарда рублей, объем инвестиций ФИФА пока не объявлен).

Профессионалов удивило и огорчило вот что: львиную долю выделенных средств предлагается направить на поддержку инфраструктуры, созданной к чемпионату мира. Нет вопросов, важнейшая статья расходов: стадионы и базы должны и дальше служить народу. А негативные эмоции связаны прежде всего с тем, что на развитие детско-юношеского футбола России в рамках реализации программы «Наследие» планируется выделить сущие копейки.

Между тем, выступая на совещании по итогам чемпионата мира, Президент России говорил именно об этом: новые базы и стадионы должны стать полноценным функциональным звеном отечественного футбола, а не красоваться на карте памятниками архитектуры. Однобокий же подход ведет как раз к тому, что на прекрасных спортивных сооружениях просто некому будет играть.

● ● ●

Наша стрежневая проблема — именно детско-юношеский футбол, поддержка и развитие которого требуют самого пристального внимания государства. Сколько лет разговорам о создании конкретной, по максимуму детализированной программы развития? И считать не стоит. Принятая РФС «Стратегия развития футбола до 2030 года» предусматривает создание такой программы, но «Стратегия» — документ декларативного характера, а любая программа требует конкретики: болевые точки, исполнители, источники финансирования, сроки и так далее. Понятно, что без помощи государства сдвинуть проблему с мертвой точки нереально.

Детско-юношеский футбол России более или менее благополучен на уровне отдельных клубных академий, которыми руководят люди понимающие, грамотные, заинтересованные: в Краснодаре, Москве, Санкт-Петербурге. Но академии, частные или пользующиеся поддержкой государственных структур, — это ведь не вся страна! Решать проблемы, связанные в том числе с подготовкой преподавательских и тренерских кадров (порядка 60–65% детских тренеров вообще не имеют специального образования), нужно на федеральном уровне — именно такой подход подразумевает комплексная программа развития.

● ● ●

Вопрос, безусловно, профильный, общий формат тут неприемлем. Иными словами, принимать участие в решении проблемы должны профессионалы. Но вот что удивительно: профильная организация (РФС) не получила «входного билета» в структуру, которой предписано заниматься реализацией программы «Наследие», а главные роли отведены Министерству спорта (тоже далеко не посторонней, конечно, организации, но с куда более масштабными функциями). То есть профессионалов снова никто не слышит.

Может быть, здесь стоит специально уточнить, что РФС и в мыслях не держит самый важный, как многим кажется, момент — оттянуть на себя вопросы реализации средств? Все несколько проще и понятнее. Речь, на мой взгляд, должна идти о создании комиссии, состоящей не только из юристов, экономистов и политиков, но и из специалистов футбола, которые наизусть знают все болевые точки.

Только в таком алгоритме можно грамотно (ключевое слово!) реализовать программу «Наследие».

Сюжет:

ЧМ-2018

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27813 от 19 октября 2018

Заголовок в газете: Кому достанется «Наследие»?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру