«Без помощи государства футбольная Россия из кризиса не выйдет»

Председатель правления Объединения отечественных тренеров Михаил Гершкович - о регрессе «спорта номер один»

Решая актуальные для российского футбола проблемы, РФС каждый раз стучится в закрытую дверь. Со всех сторон рассматривает второстепенные вопросы и никак не дойдет до главного. Формулы и форматы сезона, схемы лимита на легионеров, настройка календаря, «потолки» зарплат – все эти темы важны, конечно, но не они задают вектор и динамику развития игры. В нашем случае, к сожалению, регресса.

Председатель правления Объединения отечественных тренеров Михаил Гершкович - о регрессе «спорта номер один»

Любой профессионально подготовленный человек, прошедший путь в футболе, подтвердит: основа системы, залог ее успешной работы – не лимиты и календари элитных лиг, а детско-юношеский уровень.

Говорится об этом много и часто – так много и так часто, что возникает иллюзия, будто решением ключевой проблемы в коридорах футбольной власти реально озабочены. Именно иллюзия, потому что проблематика детско-юношеского футбола куда шире, глубже и объемнее, чем кажется на первый взгляд. Чтобы взяться за нее всерьез, нужен продуманный, цельный, учитывающий множество аспектов взгляд в корень проблемы. Лихорадочные, не выстроенные системно действия, не говоря о лозунгах, которые время от времени генерирует РФС, не помогут. Не так это работает.

Разнообразных программ за последние годы наплодилось множество, в нумерации стратегий можно заблудиться. «2016», «2020», «2030», «U14», «U16» – маркеры к слову «программа» клеятся регулярно, и так же регулярно эти псевдопрограммы не выполняются. Слова остаются словами. Бумага терпит все.

***

Самое интересное, что написать программу развития детско-юношеского футбола даже для такой сложно устроенной системы, как российский футбол, задача непростая, но выполнимая. Ничего изобретать нужно, все алгоритмы давно известны. Перед глазами пример Германии, скажем, которая в свое время, реагируя на обострившийся кризис, разработала проект по поиску и воспитанию талантов на основе государственного финансирования.

Если в самых общих чертах, разделы программы должны четко и ясно отвечать на основные вопросы: как, кто, когда и так далее. При этом в ней должны быть прописаны не только чисто спортивные моменты, но и динамика создания материально-технической базы, и вопросы научно-методического сопровождения, и медицинского, и юридического, и финансового, вопросы, проработанные специалистами не только в области футбола, но и в области экономики, права, финансов, медицины.

Несколько лет назад распоряжением Министерства спорта рабочая группа для написания программы развития детско-юношеского футбола была создана. Ядро группы составили представители ООТФ, в нее входили такие известные наши специалисты, как Борис Игнатьев, Гаджи Гаджиев, Андрей Лексаков, Александр Кузнецов, Николай Киселев. Мы продвинулись достаточно далеко: концептуально программа была разработана, а для того, чтобы выйти на стадию усовершенствования, доработки и внедрения, требовалось участие РФС. На этом этапе цепочка взаимодействий оборвалась…

***

Она нужна футбольной России как воздух – эффективная программа, написанная на профессиональном языке, быстро и точно, с понятными механизмами внедрения. Это фундамент всей системы, основа пирамиды, которую необходимо выстроить. Но самое главное, что без помощи государства сделать это невозможно. Если проект, как бы тщательно он ни был прописан, не выйдет за ведомственные рамки, у него нет будущего.

У нас не очень любят обращаться к так называемому «советскому опыту»: что было, то прошло. Но нужно ведь быть слепым и глухим, чтобы не замечать взаимосвязи между этим самым опытом – не таким уж далеким, к слову – и местом советского футбола в мировой табели о рангах. И на уровне сборных, и на клубном тоже.

Государственный подход к развитию футбола обусловлен не только чисто спортивными задачами, вот что важно понимать. Развитие вида спорта, которому по праву присвоен «номер один», важнейший социальный фактор. Далеко не каждому, кто об этом мечтает, суждено играть на профессиональном уровне, зато каждый получит правильный посыл на будущее: усвоит, что такое дисциплина, взаимовыручка, ответственное отношение к делу и так далее.

Так вот, все ключевые решения, связанные с развитием футбола, рассматривались и принимались в СССР на государственном уровне. Или постановлением правительства, или даже ЦК КПСС, высшего органа советской власти. Невозможно представить, чтобы кому-то взбрело в голову игнорировать задачу или отнестись к ней халатно. Все, кто занимался вопросами развития футбола, прекрасно понимали взаимосвязь между серьезным финансированием и строгим государственным контролем, а по итогу – спросом по высшему разряду.

***

Один из самых показательных примеров в этом плане – создание Высшей школы тренеров, воспитавшей десятки выдающихся специалистов, с фамилиями которых связаны в том числе и успехи российского – не советского, а уже российского – футбола.

Разве не заслуживает внимания уровень подхода к этому вопросу? Решение ЦК партии, двухгодичная очная форма обучения с выплатой стипендии (300 рублей в месяц, серьезные по тем временам деньги), невероятно насыщенная и интересная программа, которая нынешним слушателям-заочникам и не снилась: кроме специальных предметов – физиология, биохимия биомеханика и так далее.

Уровень преподавания и преподавателей – космос. Специфику футбола доводили до нас великие тренеры – такие, как Якушин, Бесков, Севидов, Симонян, Тарасов и многие другие. Слушателей отправляли на стажировки в ведущие клубы Европы, в сопутствующие предметы тренеров погружали с головой лучшие, без малейшего преувеличения, представители советской науки.

«Профессора Зациорский, Годик, Верхошанский, Коц, Волков, Матвеев и многие другие уважаемые люди – преподаватели ВШТ того периода были ведущими учеными в своих областях, учеными с мировыми именами, людьми в высшей степени талантливыми, эрудированными, глубокими. Их лекции формировали в том числе и правильные представления о жизни. Мы, слушатели, брали у них не только знания об игре и тренировке. Мы учились уму-разуму», цитата из книги Гаджи Гаджиева «Простая сложная игра».

Ни в одной стране мира, включая самые передовые футбольные державы, и близко не было такого подхода. Эту миссию, еще раз подчеркну, взяло на себя государство. А сегодня подход к обучению тренеров носит ярко выраженный количественный уклон: столько команд в России нет, сколько мы выпускаем достаточно поверхностно образованных тренеров. В том числе – работающих с детьми…

***

Вот о чем надо нам всем вместе думать. А подумав – делать. Если не вывести проблему на федеральный уровень, начав с нижних этажей условной пирамиды, так и будем ковыряться в пятых десятках рейтингов, ставить перед собой задачи-минимум, мучиться в поисках футболистов, более или менее отвечающих современным требованиям.

И привычно кивать на кривые лимиты, заоблачные трансферные цены и зарплаты, неграмотно составленные календари, большие расстояния и плохую погоду.

Михаил Гершкович, председатель правления «Объединения отечественных тренеров по футболу», специально для «МК»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру