МОК захотел вернуть Россию строго: не был, не привлекался, не поддерживаю

Участию в международных стартах даже в нейтральном статусе уже угрожают бойкотом

России предлагают нейтральный статус для возвращения на международные старты всем и индивидуальный отбор для каждого спортсмена: должен быть чист, само собой, от допинга и идти верной политической дорогой с точки зрения МОК. Буквально: в поддержке СВО не замечен, не участвовал, не агитировал… Случилось то, что было не так давно уже анонсировано Томасом Бахом.

Участию в международных стартах даже в нейтральном статусе уже угрожают бойкотом

Еще в конце сентября Томас Бах в одном из интервью заявил, что российские спортсмены, которые не поддерживают спецоперацию на Украине, должны иметь возможность выступать на международных соревнованиях в нейтральном статусе. То был пробный шар. 

Как нам отодрать политику от спорта? Или наоборот? Возможно ли это вообще, а особенно – в нынешней ситуации? Очень много эмоций. Их не может не быть. Это новое заявление МОК, оно же – хорошо не забытое старое. Подлянка ли, очередные спекуляции, просто разжигающие очередной виток противостояния в спорте, или попытка хоть в чем-то сдать назад?

Отстранение от стартов по «национальному вопросу» было обречено на отмену. Но весь год работало и еще продолжает работать. За это время повышающийся в некоторых видах спорта градус ненависти, письма протеста, шантаж – если они появятся, уйдем мы, – стали до такой степени обыденностью, что даже и не страшно.

Теперь МОК все же готов забрать назад «защитные меры». «Подавляющее большинство голосов участников консультаций» выступило против санкций в адрес спортсменов «исключительно из-за их национальности». При этом МОК даже подкрепил новую позицию и письмами ООН в области охраны культурных прав и противодействия современным формам расизма, и резолюцией Генеральной ассамблеи ООН: спорт имеет объединяющую и примиряющую природу.

Короче, МОК не устоял и сообщил: «ни один атлет не может быть отстранен от соревнований только из-за его паспорта, а правительства не должны решать, какие спортсмены могут участвовать в соревнованиях, а какие нет». При этом – тут же предложил паспорта у спортсменов России и Белоруссии и отобрать. Так ведь получается? «Атлеты будут участвовать в соревнованиях как «нейтральные спортсмены» и никоим образом не представлять свое государство или любую другую организацию в своей стране», – говорится в заявлении МОК. 

Мы все время говорили: МОК (в лице Баха) хочет усидеть на двух стульях. И все время казалось: в ловушку ведь загнала себя организация отстранением российских и белорусских спортсменов, сославшись на трудные думы о безопасности, а теперь пытается из нее выбраться. И загнала, и пытается. Но сидит Томас Бах все же на одном стуле, не меняя. И сидит на нем много лет.  

И новая «придумка» вполне укладывается в прежние схемы: теперь МОК намерен продолжать изучать с международными федерациями пути возвращения наших спортсменов на международные старты «на строгих условиях». Пока они прописаны так: статус – нейтральный, допущены к стартам будут спортсмены, которые «не выступали против миротворческой миссии МОК, активно поддерживая СВО». И, естественно, соблюдающие кодекс WADA.

Проверять, годен или не годен кто-то к международным стартам, будут индивидуально какие-то комиссии. Пока не созданы. Но проверят каждого, кто будет заявлен на выступление в нейтральном статусе. Как? А критерии проверок у каждой федерации могут быть свои. Вспоминаем историю двукратного олимпийского чемпиона Евгения Рылова, который на Олимпийских играх в Токио стал первым за четверть века россиянином, выигравшим золото в плавании. Женя получил девять месяцев дисквалификации от FINA «за участие в мероприятии на стадионе «Лужники» в Москве 18 марта» в концерте Дня воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. FINA заявила, что действия пловца портят имидж спорта, плавания и организации. На концерте присутствовал не один Рылов, но наказание вынесла только одна федерация. 

Индивидуальные проверки российские спортсмены, увы, уже тоже проходили. Перед Олимпийскими играми в Корее никто из олимпийцев не знал наверняка, долетит ли до Пхенчхана-2018. Северную Корею уговаривали принять участие в Олимпиаде, а нам урезали список «олимпийских спортсменов из России». Тогда России разрешили привезти лишь сокращенную команду: без Антона Шипулина, Сергея Устюгова, Виктора Ана, Дениса Юскова, Павла Кулижникова… А президент МОК Томас Бах сказал, что Россия должна это ценить.

«Брат, мы с тобой», – громко написала тогда титулованная биатлонистка Анастасия Кузьмина. Выступая за другую страну, даже сестра Шипулина не могла себе позволить более резкую реакцию. Наших спортсменов не ждали на главном старте четырехлетия, как всех, а без объяснения причин приглашали выборочно.  

Правда, когда недоумение уже вылилось за пределы России и даже главы некоторых международных федераций попросили объяснить, за что мировых лидеров не пускают в Корею, МОК все же обнародовал критерии допуска. Всего их было 17: не подошел один для наказания – можно применить другой, причем к любому спортсмену. Например, пункт о конфиденциальной информации от WADA: данные, полученные из программы информаторов WADA и других источников.

Тогда все вопросы крутились вокруг допинга. Нынче – политика рулит. И данных «из источников», на основании которых вдруг сработают «строгие правила», может быть сколько угодно. Не за тот клуб выступает или не у того тренера мастерству учится, а еще родственники есть…

Даже смешно? А ведь дело того же Рылова, которому теперь явно не светит никакой статус вообще, если все озвученное пресс-релизом воплотится в жизнь, начиналось всего-то с недовольства украинского пловца Андрея Говорова, которого поддержал румынский спортсмен. А FINA затем приняла их жалобу. А спонсоры потребовали от Рылова объяснительную. Лаконичный ответ «без комментариев» привел к разрыву контракта, более того – неустойку британцы отправили в ООН на поддержку Украины… Евгений Рылов «опозорил» FINA выражением гражданской позиции – в собственном городе, не во время старта. И даже молча, без слов.

Нынешнее заявление о том, что наши спортсмены будут допущены к международным стартам, – это все же пересаживание тяжелой части тела МОК на наш стул? Или дьявол МОК снова кроется в деталях? В тех самых, которые пока не озвучены. Например, как проверяющие «чистоту помыслов» заставят каждого спортсмена доказывать согласие с «миротворческой миссией МОК»? Не собственноручно ли подписывать бумагу: я – против действий страны? Что именно могут ему «припомнить»: митинг, парад или высказывания в социальных сетях? А если сам не успел сказать, а тренер успел? А заявки от военнослужащих, которых в нашем спорте, как и в спорте других стран, много, вообще не примут? 

Можно ли посчитать все эти вопросы пустыми страшилками, а на самом деле… Нельзя. За последние олимпийские циклы жизнь этому научила. И вообще научила.

***

Есть и то общее, над чем мы все думаем и о чем спорим не первый год. Нейтральный флаг – зло или выход из ситуации, соглашаться или категорически отрицать? Этот вопрос в нынешних условиях будет стоять очень остро, еще острее прежнего. Для каждого спортсмена, для каждого руководителя.

Позиция МОК такова: национальность спортсмена не должна определять, допустят ли его к участию в международных турнирах. Это – принципы спорта. Но на каждый принцип почему-то находится исключение. И нынче это исключение – Россия и Белоруссия.

И вот уже даже мэр Парижа, города, в котором пройдут ближайшие Олимпийские игры-2024, выступает в прессе со своим видением ситуации: хочу, чтобы делегация из России выступала под нейтральным флагом, как это уже бывало, а не под своим. Посыл – то же: в нынешней ситуации неприемлемо позволять России участвовать в международных стартах, большинство на саммите МОК выступило против того, чтобы национальность была определяющей, «но в случае с российскими и белорусскими атлетами мы должны соблюдать жесткие условия».

И уже полетели первые отклики на пресс-релиз МОК: выступил НОК Украины, его президент Вадим Гутцайт заявил, что в случае допуска России до международных соревнований даже на условиях МОК украинские атлеты могут бойкотировать Олимпийские игры. И Великобритания уже заговорила, ее министр цифровых технологий, культуры, средств массовой информации и спорта Донелан, которую цитирует газета Times, заявила, что озвученная позиция МОК нынче неуместна. Поэтому Великобритания намерена срочно выработать со странами единомышленниками общее мнение по этому вопросу.

ОКР категорически не согласен с любыми ограничениями, дополнительными требованиями и санкциями, которые касаются национальной принадлежности наших спортсменов и снова предлагаются как условие возвращения на международную арену. «Приоритет для нас прежний – обеспечение прав и интересов наших спортсменов. На равных, без дискриминации», – говорит президент ОКР Станислав Поздняков. И подчеркивает: «Информацию со стороны МОК воспринимаю как попытку сделать шаг в сторону спортсменов, но одновременно, к сожалению, это еще и два шага назад в противоположном направлении».

Удастся ли за оставшееся до ближайших Олимпийских игр время все же отодрать политику от спорта? Может, есть свет в конце и этого тоннеля? Пока МОК выкатил второй пробный шар. Но он уже мощнее первого. И уже не шар, а камень. Звучат, прикрывай их словами или нет, политические требования. Какими бы ни оказались в итоге критерии допуска, в голом остатке будет пульсировать именно эта суть.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру