Антиапрельские тезисы

У российского футбола есть честь. А мужики-то и не знают

У российского футбола есть честь. А мужики-то и не знают
Рисунок Алексея Меринова
С конца этой недели футбол российский должен начать играть по новым правилам. Нет, правила самой игры, слава богу, остаются пока все-таки прежними, общепринятыми, просто появился документ, без всеобщего одобрения которого сам выход любой команды на поле теряет всякий смысл.  

“Российский футбол вступает в новую фазу. Добиться победных результатов можно, начав с самого главного — кодекса чести Российского футбольного союза. Если мы хотим быть лучшими, все участники нашего футбольного пространства должны принять кодекс и воплотить его в жизнь. Россия — чемпион!” — таково предисловие, подписанное президентом РФС Сергеем Фурсенко.  

Судя по узнаваемому стилю, сочинял он его действительно сам — как, похоже, и весь текст кодекса, ознакомиться с которым вы легко можете на сайте РФС. Да и надо на самом деле это сделать, ведь обращен он практически ко всем людям доброй воли: игроку, тренеру, работнику команды, судье, инспектору, агенту, фанату, болельщику, любителю футбола, губернатору, собственнику, президенту клуба, президенту РФС... и еще массе народу. (Заметьте, что себя г-н Фурсенко скромненько поставил в этом перечне на 13-е место — считает, как пишет!)  

Предшественник Сергея Фурсенко Виталий Мутко тоже любил порой изъясняться в схожей стилистике, но в письменном виде он даже завещания подобного не оставил, а у нового начальника спустя всего-то три месяца после вступления в должность уже программный документик имеется.  

Состоит он из дюжины тезисов, которыми очень удобно было бы руководствоваться Павлику Морозову, если бы он решил поставить сдачу ближайших родственников на поток. Причем не явных врагов нашего футбола — их и без него есть кому распознавать, — а как раз тех, кому доселе удавалось маскироваться под героев.  

Берем, к примеру, пункт последний: “В матчах сборной России (здесь надо подставить вышеупомянутый перечень круга лиц. — Авт.) демонстрирует высокий дух, патриотизм, полную самоотдачу, достойно несет звание гражданина великой страны и верит в победы”.  

Кто первым из таких людей вспыхивает в памяти россиянина? Правильно — Вадим Евсеев, который блеснул всеми этими выдающимися качествами в том тяжелейшем матче с Уэльсом.  

Но тут же мы упираемся в пункт №9: “Отвергает всякое проявление грубости, хамства, словесного хулиганства на футбольном поле и за его пределами, строго следит за соблюдением норм речи”.  

И вот уже все — в оборотку: свое знаменито-торжествующее “х... вам!!!”. Вадик ведь начал выкрикивать еще на поле, а закончил за его пределами, вдоволь словесно похулиганив потом еще и в раздевалке. И все тогдашнее руководство РФС плясало вокруг Евсеева, и переигровки потом Уэльс пытался добиться вовсе не потому, что один человек всю страну вон куда много раз послал, а из-за обнаруженного у Титова допинга.  

Что теперь, по кодексу чести, надо сделать с Евсеевым? За какие органы его взять и в какие органы сдать?..  

А читаешь, например, пункт №7 (“Соблюдает традиционные российские законы общности: взаимовыручка, поддержка, сострадание, чистота помыслов и поступков”) — и вспоминаешь милейшую футбольную байку о временах, когда тренером сборной был Борис Игнатьев, а в штате РФС трудился некий судья.  

Однажды приятель Игнатьева, тренировавший команду второй лиги, попросил его поговорить со своим практически подчиненным на одну вечную тему: матч скоро предстоит гостевой, архиважный для нас, но заинтересовать нам арбитра по бедности категорически нечем — не мог бы тренер своим авторитетом обеспечить честное судейство (см. выше про взаимовыручку и т.д.).  

Борис Петрович (редкий, доложу я вам, для всех своих должностей по наивности человек) беседу нужную провел, судью усовестил, да и забыл о разговоре: ему ж за футболом в масштабе всей страны, а не какой-то там низкой лиги следить нужно было.  

Но встретил потом того тренера и узнал, что “убил” его команду их общий знакомый. Вызвал Игнатьев тогда судью еще раз и вот что услышал: “Боря, клянусь, и по дороге в этот город, и по пути на стадион у меня твое лицо перед глазами стояло. И первый тайм у меня хозяева как в гостях играли! Но твои тоже хороши — хоть бы в перерыве намекнули, что в будущем отблагодарят. А эти, принимающие, пошли на нормальный контакт — и выхожу я на второй тайм, и просто чувствую, как лицо твое куда-то уходит, а всплывает вместо него крыльцо на даче недостроенное...” (Эх, гвозди для крыльца делать бы из этих людей — сколько мудрости они сменщикам своим передать успели...)  

Но это уже — прямой подвод под 11-ю статью: “Презирает и отрицает бесчестные способы состязаний, договорные матчи, подкуп судей, применение методов устрашения к судье и сопернику...”  

И тут поправочка сама собой просится: у нас в футболе, если г-н Фурсенко не у курсе, договорные матчи не презирают — у нас их НЕ ПРИЗНАЮТ.  

А в общем, ничего ведь нового: хотели как лучше, а получилось нечто среднее между апрельскими тезисами и призывами к первомайской демонстрации. Но если под эти все слова еще и людей правильных подобрать — а под каждый пунктик так и просится некий собирательный образ, — то они-то точно исполнят основное предвыборное обещание Сергея Фурсенко: выиграют для нас чемпионат мира 2018 года.  

Он же снова написал: “Россия — чемпион”. Человеку чести как не поверить?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру