«За сутки 5 двигателей мог перебрать»

Ветеран мотоспорта и инженер Олег Чесноков отметил юбилей

75 лет исполнилось известному советскому мотогонщику Олегу Чеснокову, чемпиону СССР и Вооруженных сил Союза. Свои трофеи он завоевал в технически сложной дисциплине — гонках на мотоциклах с коляской. Начав с позиции второго пилота, Олег Васильевич в конце концов занял место за рулем. Но коллеги по ЦСКА, пришедшие на юбилей, ценят его как прекрасного инженера, способного в кратчайшие сроки разобрать и собрать силовой агрегат мотоцикла, устранить любую неисправность. Юбиляр рассказал «МК» о своей многогранной карьере.

Ветеран мотоспорта и инженер Олег Чесноков отметил юбилей

— Как я пришел в этот спорт? Началось с того, что старший брат в 17 лет купил «Киевлянина». Я был тогда на 5 лет младше, но, когда брат уходил на работу, я до школьных занятий успевал покататься. Потом машины часто менялись. Друг брата и подбил меня на серьезные занятия, когда в 1955-м вернулся из армии. Так я занял место в коляске. А потом чего-то не хватать стало, я предложил ему найти себе другого «колясочника», а как у пилота стало получаться. Перед самой армией выиграл первенство Московской области — серьезный результат!

С военкоматом я не очень дружил тогда, даже скрывался, чтобы поучаствовать в первенстве Союза в ноябре. Жил в клубе, там же готовился, а маме слали повестки. В итоге ехал по трассе хорошо, пятым, но в итоге «сломался». Ну а потом пошел в железнодорожные войска, в Баку. Закончил полковую школу, стал сержантом. Но разбираться в технике я начал и раньше, на заводе Лавочкина. По сей день пользуюсь теми навыками. Если чего-то не знал, меня учили.

После трех лет срочной службы планировал попасть в ЦСКА. Но тогда пришлось бы работать «в ночную», потому что с 9 утра и до 6 вечера шли тренировки. Тогда мой давний наставник Юрий Христофоров позвал меня в Подольский автомотоклуб, на этот раз тренером. Меня так в Подмосковье, кстати, и звали. 7 лет подряд я проработал там. А ровно с 1 января 1970-го стал армейцем. В кроссе последний раз выступал и в 1974-м, затем только в «кольце». Было много интересного, появились возможности: как-никак ЦСКА был по тем временам богатейшим спортивным обществом.

Потом была в моей жизни и Восточная Германия, работал в паре с известным мотоциклистом и педагогом Борисом Юдиным, который сейчас работает с совсем юными ребятами. Все 5 лет, а ведь тогда «голы-очки-секунды» от нас требовали, команда привозила медали. После ГДР я попал в экспериментальную лабораторию по доводке спортивной техники в качестве зам. начальника по мото. Работал со сборной Союза, главным образом в направлении форсировки двигателей. Сейчас годы уже берут свое. А раньше, скажем, на нашем треке в Ровно по 5 двигателей в день мог перебрать. Юдин стоял «в карауле», чтобы меня никто не отвлекал, а я работал. Сейчас уже так не получится, хотя дело здесь не только в возрасте, а в отсутствии оснастки. Все вроде наизусть знаешь, а сделать без необходимых инструментов — проблема.

Посещают порой и грустные мысли. Я многое повидал на Западе, там спорт моторов существует благодаря спонсорам, наклейкам на бортах. А у нас, если появляется талант, надо родителям заплатить за мотоцикл, экипировку, услуги тренера, механика. Не забывайте автобус, на котором все надо перевозить. Это не очень правильно.

Конечно, сейчас трудные времена, ни копейки целевых средств на технический спорт не выделяется, но я благодарен, что у нас есть помещение армейского мотоклуба, оплачивают свет и тепло. Ни одна команда ЦСКА не имеет того, что есть в нашем распоряжении. И хорошо, что никто вроде больше не пытается отобрать у нас этот «лакомый кусок» в 10 километрах от Кремля. Потому что неопределенность в любой работе мешает.

Мы оптимисты. Надеемся, что яму, в которую наш спорт угодил, мы уже начали преодолевать.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру