Вячеслав Фетисов: “В Ванкувер ехали закидать всех шапками”

Вячеслав Фетисов — “МК”: “Олимпийский комитет должен возглавить известный спортсмен и достойный человек!”

Вячеслав Фетисов — “МК”: “Олимпийский комитет должен возглавить известный спортсмен и достойный человек!”
Вот такие письма рассылал президент Олимпийского комитета России Леонид Тягачев. Представителям зимнего вида спорта — биатлона — он желал удачи... в Пекине, где прошли летние Игры.
Легендарный хоккеист, человек, который выигрывал и чемпионат мира, и Олимпийские игры, и Кубок Стэнли (таких в мире всего-то чуть больше двух десятков), Вячеслав Фетисов имеет право на собственное мнение относительно болевых точек российского спорта. И высказывает его предельно жестко — невзирая на лица. Известие об отставке с поста президента Олимпийского комитета России Леонида Тягачева пришло в ходе нашего разговора — побеседовали и об этом тоже, как и вообще о не самом удачном выступлении наших спортсменов в Ванкувере. А главное — о том, что делать дальше.

Впрочем, просьба об отставке Тягачева, которая, несомненно, будет удовлетворена, вовсе не повод забыть о неудачном в целом выступлении российских олимпийцев в Ванкувере и Уистлере. Почему не скользили лыжи у лыжников, остались без “золота” фигуристы, наша хоккейная сборная была нещадно бита канадцами, а главное — можем ли мы с оптимизмом ждать следующей Белой Олимпиады в Сочи? Вот на эти вопросы мы и постарались получить ответы у сенатора Фетисова, руководившего нашим спортом совсем недавно...  

— Вячеслав Александрович, при вас наблюдалась положительная динамика — по сравнению с зимними Олимпийскими играми в Солт-Лейк-Сити-2002 в Турине-2006 количество золотых наград увеличилось. Не говорим уж про успешные в целом летние Афины-2004... Что же произошло в Канаде? Как допустили такой провал?  

— Для этого надо иметь особый талант. Хотя сумели же в свое время отечественную хоккейную систему развалить… Перед Олимпиадой в Канаде не был даже объявлен медальный план. Как можно ехать на войну, не поставив задачу? Подавший в отставку персонаж накануне Игр даже назвал нынешнее поколение спортсменов потерянным... Потом заявил, что тренеры у нас не умеют работать. И добил информацией, что от регионов нет отдачи и полностью развалена система детских спортивных школ. Но ведь на Олимпиаду поехали не новички, а олимпийские чемпионы, призеры чемпионатов мира. Да, команда на 30 процентов обновилась по сравнению с Турином. Но эти 30 процентов составляют ребята, прошедшие за последние 6 лет серьезный отбор, и в том числе в рамках новых спартакиад.  

Вспомните, что было в 2002 году. Финансирование — 60 миллионов долларов на все про все, обветшалые базы для подготовки, раздетые и разутые спортсмены и никому не нужные ветераны... Как итог — позорное выступление в Солт-Лейк-Сити.  

С тех пор ситуация, согласитесь, изменилась кардинально. К Турину, если говорить о зимних видах, мы двигались по нарастающей, видели перспективу — при дальнейшей грамотной системной работе, конечно.  

— Что помешало победить в Ванкувере? Что делать, в конце концов?  

— Я с первого дня работы отстаивал такой подход: наладить жесткую и прозрачную систему, упорядочить финансирование и строго требовать с федераций по видам спорта. Но, спрашивая того же Мутко, готов ли он взять на себя ответственность за футбольные результаты, получал отрицательный ответ. И это были слова руководителя Российского футбольного союза — самой богатой спортивной федерации! Так что же говорить об остальных? Получается, в федерациях сидят “свои” люди: удобные, бесконфликтные. А результата нет.  

Что касается непосредственно Ванкувера, то наши спортивные функционеры не смогли помочь им выступить достойно, показать максимальный результат. Хоть и говорили чуть ли не об индивидуальном походе к  каждому атлету.  

Яркий пример — российская спортсменка Настя Кузьмина из Тюмени, которая принесла “золото”. Но не нам, а Словакии. Не думаю, что при тщательной работе можно было упустить такую перспективную звездочку.  

И еще — не хватило умения в планировании, навыка правильно действовать тактически и стратегически, смелости в применении новых технологий и обычной решительности. Готов при случае расшифровать каждую позицию. Вот этими направлениями и надо активно заниматься, чтобы не допустить повторения горьких ошибок.  

— Может, за то время, что вы руководили Росспортом, условия не были созданы?  

— Побойтесь бога. Построены сотни спортивных объектов, финансирование выросло в 20 раз по сравнению с 2002 годом. В спартакиадах задействованы сотни тысяч молодых спортсменов. Хотите яркий пример? На знаменитой базе “Озеро Круглое” семь лет назад крысы бегали и криминал процветал: торговля людьми, наркопритоны, казино... И это на базе, где тренировались Хоркина и Немов! В столовой есть было невозможно, окна заложены телогрейками, антисанитария. А сегодня это лучшая база в России. И примеров таких множество.  

—  Что помешало нашей звездной хоккейной дружине выиграть в Ванкувере?  

— Хотим мы того или нет, но все лучшее в современном хоккее собрано в НХЛ. Посмотрите на тренерский штаб канадцев, в котором были отборные тренеры и менеджеры, добившиеся наибольших успехов за последние годы. А у нас и менеджер, и тренер вратарей, и президент федерации — все в одном лице. Я дружу с Владиславом Третьяком и могу позволить себе его критиковать. Ведь генеральный менеджер сборной должен разбираться в малейших нюансах, у него не должно быть на время Игр других хлопот... Знаю, что в федерацию поступали звонки от наших ребят, поигравших в НХЛ, которые предлагали свою помощь на Олимпиаде. Не славы ради — просто хотели помочь команде. Но их услуги оказались невостребованными.  

— Ну а вы бы согласились быть менеджером хоккейной сборной?  

— Будучи сенатором, я лишен такой возможности. Есть же и другие специалисты: Ларионов, Могильный, Каменский, Малахов — ребята опытные, умные, трудолюбивые...  

— Так в чем хоккейная сборная недоработала?  

— Ребята просто не были готовы к сопернику, к той же Канаде. Что у канадцев за тренерский штаб, что за игроки, как команда действует в обороне — все это стало для наших парней откровением. Можно сидеть в Уфе и тренировать местный клуб, но для побед на Олимпиаде этого мало...  

Меня покоробила и история с Сергеем Зубовым. Ну не включил его тренерский штаб в состав, так зачем издеваться над хоккеистом? Он настоящий мужик, а Сергея, даже не поговорив с ним, включают в список запасных. Так нельзя поступать с человеком.  

И еще один момент. Я разговаривал с генеральным менеджером “кленовых листьев” Стивом Айзерманом. Спросил, какие у них премиальные. Он удивился. Говорит, что о деньгах в сборной думают в последнюю очередь. На кону честь хоккейной Канады! Многие, кстати, отказались от ответственности возглавить канадскую сборную на этой Олимпиаде, понимая, что поражение болельщики не простят. Тот же Уэйн Гретцки не взялся.  

— А мы?  

— Приехали всех шапками закидать... Но так не бывает. Две победы России на чемпионатах мира еще ни о чем не говорили, и специалистам это хорошо известно. Если хотите, то по футбольной аналогии мировые хоккейные первенства — это Кубок УЕФА, этакий утешительный турнир. Олимпиада — совсем другой уровень и подход.  

— Кто-то скажет: мы слишком многого ждем от наших спортсменов!  

— А как иначе? Канада ставит задачу завоевать 15 золотых медалей — берет 14, американцы практически выполняют план. А мы едем в Ванкувер с убеждением спортивного руководства, что чуть ли не тренироваться перед Сочи будем... Так почему же вся страна по ночам не спала? Чтоб за тренировками следить? И потом испытывать чувство стыда?  

— Но критиковать каждый может — пусть и не каждый имеет такое же право, как вы. А что вы конкретно предлагаете?  

— Я уже докладывал Президенту России Дмитрию Медведеву, что остро необходимы три закона, которые нужны в первую очередь Министерству спорта, но им же блокируются, потому что документы разработали в Росспорте. В противном случае все заявления о спортивной державе, что декларировались в Казани, ничего не стоят. Это касается законов “О спортивной подготовке”, “О страховании жизни спортсменов” и “О спортивном паспорте”. Последний уже был принят, на его реализацию было выделено почти 4 миллиарда рублей, которые министерство почему-то разбросало в итоге по федерациям. А ведь эта программа уникальна — она позволяла бы мониторить данные о спортсменах по всей стране. В электронном паспорте спортсмена указан не только его первый тренер и сданные нормативы, медицинские показатели, но и все результаты. Скажем, прыгнул мальчишка из Владивостока в высоту с выдающимся результатом — это сразу отражается в общей базе данных. Мы приглашаем его на сборы, с ним работают специалисты, оценивают перспективы... Польза же очевидна!  

— С каким настроением ждем Сочи?  

— Я представлял Россию в Гватемале, где Сочи боролся за право проведения Олимпиады. Еще тогда сказал, что если выиграем заявку, победа станет для меня третьим олимпийским “золотом”. Да, мы выиграли, но, увы, с подготовкой спортсменов уже на два с лишним года опоздали. Опасность провала реально существует...  

— Значит, надо разобрать ванкуверские ошибки — и вперед!  

— Я бы даже анализа не проводил этой Олимпиады. И так все понятно... Если начать разбираться, можно в очередной раз уйти к каким-то мелочам, к каким-то виртуальным проблемам — и раствориться в них. А главное — упустить время.  

— Кто может стать следующим президентом ОКР?  

— Сложно сказать. Претендентов не так много, но имен называть не стану. Главное — убежден, что им должен стать не просто менеджер-управленец, а известный, харизматичный спортсмен и достойный человек. У нас, слава богу, таких немало...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру