Первый медальный день Олимпиады в Сочи вселил тревогу. Хотя, если быть совсем уж объективными, где сборная хозяев могла рассчитывать на медали? Разве что на «пятерке» в конькобежном овале в исполнении Скобрева или Юскова… И хотя в воскресенье даже цвет неба стал тревожным, к вечеру олимпийская столица ликовала: с почином, команда России! 4 медали есть, а это уже немало. И спасибо всем тем, кто открыл счет нашим домашним наградам.
«Чемпион в логове льва»
Развязка мужских соревнований на одноместных санях до обидного напоминала далекий 2006 олимпийский год, когда спортсмен из Братска, ныне представляющий Подмосковье, в 4-м заезде не догнал итальянца Армина Цоггелера и взял второе место. Но то была первая, историческая медаль в санях для России, а Армин ехал дома. Перед Сочи же в фавориты досрочно записали Демченко, который (теперь в этом нет сомнений) был от авансов не в восторге.
Ветеран Цоггелер, правда, в 2014-м о титуле уже не мечтал. Позже признается:
— Такой эмоциональный момент. Целью, да, был подиум, но я в него мало верил. И вот после первого заезда уже настроился на атаку. Получается, я шесть Олимпиад подряд оказываюсь на подиуме! Все ближайшие дни буду получать удовольствие от осознания.
А ведь Демченко разделал тирольского итальянца под орех. 0,795 секунды преимущества в виде спорта, где учитываются тысячные доли, — это пропасть. Очередь Феликса. Осторожничает, где-то нагоняет, снова теряет скорость… Последняя отсечка. Но безжалостное табло, едва немецкие сани пересекают финиш, выносит приговор: 0,476 в пользу молодого спортсмена, сани которому готовит его знаменитый предшественник Георг Хакль, трехкратный олимпионик 90-х…
— Мы с Хаклем провели огромную работу, а если она продолжится, я буду очень рад, — таковы первые комментарии золотого призера. Слова благодарности за сложившийся тандем.
— Как теперь найти мотивацию, когда вы и так двукратный олимпийский чемпион?
— Привык замахиваться на максимум. Сейчас хватило, чтобы взять «золото» Сочи. В четверг постараюсь показать класс и в эстафете.
Ну прямо как Михаэль Шумахер, дай Бог здоровья…
— Говорят, ваша семья здесь, чтобы болеть за вас. Кто именно приехал?
— Отец и подруга Лиза. Непередаваемое чувство, когда кто-то из родных и близких смотрит, как ты соревнуешься. А если у финиша ждет ваша подруга, то это вообще космос. Рад, когда Лиза приезжает на старты, — не важно, что это за гонки, просто мне приятно.
— Как развивалась ваша борьба, разложите по полочкам?
— Был рад, что в третьей попытке получил право поехать первым и показал хорошее время, которое всем только предстояло бы побить. Конечно, была небольшая помарка, но, когда увидел результат Альберта в заключительной попытке, понял, что в принципе моего отрыва может и хватить. Потом все-таки постарался выложиться по полной программе, чтобы гарантировать успех. Так что теперь имею право выглядеть расслабленным.
— Оба ваших конкурента уже отпраздновали сорокалетие. Мы увидим момент, когда и вы в таком возрасте будете отвечать на вопросы после успеха на Играх?
— Сколько буду заниматься? Столько, сколько буду ощущать эту способность побеждать. А выиграть в львином логове — это замечательно, ей-богу!
«Перед командной гонкой эмоции тратить не буду»
Надо признать, троицу призеров долго держали на допинг-контроле, минут 40. Альберта Демченко встретили особенно бурно.
— Чем я буду заниматься в будущем? Не хочу комментировать, пока не выступлю в командной гонке.
— Чего больше — радости или усталости?
— Усталости нет. Есть радость, а скорее спокойствие, — реагирует серебряный призер, листая мобильный телефон (SMS-сообщений, видимо, не один десяток). — Собираемся на командную гонку. Нельзя тратить энергию и эмоции.
— Вы дважды подряд выиграли эту «эстафету» на чемпионатах Европы…
— Это говорит о том, что команда сильная и у нее есть шансы на призовое место.
— Мне кажется, что вы все-таки грустный…
— Я не грустный. Я сосредоточенный. Вы хотите, чтобы я прыгал через голову? Рано. Соревнования через 3 дня. В четверг.
— Расскажите с технической точки зрения о четвертой попытке. Показалось, вы ее прошли вообще без ошибок.
— Стояла основная задача — не совершить их и доехать до финиша. Сложно сказать, помарки были, но не столь грубые.
— Что чувствует человек, участвующий в седьмых Играх подряд?
— Повторяю, спокойствие. Я нормальный человек, испытываю легкий мандраж, но не более того.
— Вы вошли в историю как рекордсмен по числу Игр.
— Японский прыгун тоже. И хотя я сделал это немного раньше, он тоже выступит. Меня не удивить этими цифрами. То, что я стал медалистом на седьмых Играх, необычно, но не более того.
— Какая особенность у сочинской трассы?
— Особенность ее лишь в том, что она построена в Сочи.
— Приход нового главного тренера…
— Вальтер Плайкнер хорошо нам помогает. Он все-таки сам завоевывал медали на Играх, работал целенаправленно и спокойно. Сейчас поздравил меня и немедленно уехал в мастерскую готовить сани для следующих соревнований, которые начинаются у женщин.
«Демченко заслуживал золотой награды»
Сразу трое российских саночников оказались в первой десятке. На заре карьеры Демченко это показалось бы невероятным. А теперь Семён Павличенко покидает турнир пятым, а Александр Перетягин — седьмым. То ли еще будет: у наших саней наконец-то появилась своя олимпийская трасса! Надо было видеть, как Перетягин, немного «засидевшись» на разгоне, исправлял ошибку, а на финишных метрах обошел-таки на 11 тысячных (!) австрийца Эггера.
— Саша, у вас главные старты еще впереди, а как оцените выступление в Сочи?
— По всему сезону у меня прогресс. Жаль, немного недотянул до первой шестерки, но цель изначально была попасть в десятку. Теперь буду готовиться к Корее. Там увидим…
— Вы выступили среди таких гигантов, как вам это?
— Да ничего особенного не случилось. Я всех знаю. И с желобом хорошо знаком, совершил на нем множество спусков.
— Успели пообщаться с Демченко?
— Альберта уже поздравил. С тем, что он взял медаль. Пусть и за второе место. Да, немного обидно, ведь наш старший товарищ достоин был «золота». Но Лох просто так его не отдал.
— На этапах Кубка мира Демченко неоднократно обгонял немца. Неужели тот как-то по-особенному умеет предельно собраться на главных стартах в вашем виде спорта?
— Нет. Я не думаю. И это не просто везение. Немцами какая-то специальная работа была проделана. У них мелочей не бывает. Но Альберт до последнего смог с Феликсом тягаться.
— По трехбалльной системе оцените трассу в Сочи. Средняя, сложная или очень сложная?
— Скажем так, не сильно сложная. Для меня по крайней мере. Есть коварные места, коварные виражи, но где их сейчас нет? Выход с пятого, например, и первый контруклон. Если на нем ошибаешься — получи потерю времени.
— Наши болельщики ожидают наград и от саней-двоек. Можно рассчитывать?
— Ничего не буду загадывать, но, как и болельщики, верю в медаль. Атмосфера у нас рабочая, готовятся все на «максимуме».
— Все спортсмены, с кем удалось поговорить за первые три дня, совершенно без эмоций реагируют на сам факт Олимпиады в Сочи. Мы спрашиваем про мурашки, про дрожь в голосе, про пафос момента. А в ответ только и слышишь: «Да нет, все нормально». Странные дела творятся…
— Я думаю, и вправду все нормально. А что еще добавить?
— Не во вред ли такое спокойствие?
— Просто мы дома, а это наша трасса. Никаких дополнительных эмоций и не нужно!