ИТОГИ ГОДА ZD AWARDS 2020

Мелодии и ритмы локдауна

Глобальный кризис неожиданно привел к музыкальному изобилию

Пандемия и настоящая война, объявленная госструктурами музыкальной индустрии, могли превратить «Итоги-2020» в невероятно скучный чарт. Но этого не произошло. Да, всех нас почти лишили концертных и фестивальных авантюр, но если где-то было пусто, то в других местах оказалось весьма густо. В таблицах, сформированных по результатам голосования читателей «МК», нет даже намека на дефицит имен и событий, так что первый пандемийный итоговый чарт получился весьма насыщенным и не лишенным сенсаций.

Первая из них в номинации «Прорыв года». По правде говоря, мы готовились к тому, что рубилово здесь будет между попсой и попсой, между топтанием на приемах, придуманных еще Сергеем Жуковым, и бесстыжим коммерческим хип-хопом, то есть между Клавой Кокой и Славой Марлоу. Но победила девушка с гитарой. У нее тоже замашки поп-дивы, однако за искренность, с которой звучит голос Алены Швец, можно простить все, включая ее странные наряды. И еще у Алены неплохой концертный потенциал. Будем надеяться, что в наступившем году у нее получится собрать полноценное живое шоу. С группой, мигающими лампочками и хоровым фанатским пением.

Вторая сенсация — Morgenshtern, а точнее, его уверенная победа в номинации «Дизлайк года». Конечно в шоу-бизнесе ненависть является по-своему ценной разновидностью любви, при этом все-таки были подозрения, что деятельность главного с точки зрения медиа артиста года вызовет какой-никакой музыкальный интерес, например в номинациях «Хип-хоп» или «Новатор года». Но мимо… А вот в соревновании тех, кто бесит и раздражает, Алишеру удалось даже Тимати уделать, что, прямо скажем, непросто. Наверное, все это из-за программы «Давай поженимся». Не нужно было Алишеру туда ходить, там определенно проблемная карма.

Кстати, Morgenshtern победил в «Дизлайке года» с показательным чемпионским отрывом. Подобных чемпионов, набравших больше сорока процентов голосов в этом году, немного, и все эти впечатляющие успехи имеют свои причины. Прямо-таки «лукашенсковские» девяносто с лишним процентов у корейцев BTS в номинации «Иностранный артист» можно смело обозвать международной тенденцией. Девочки хотят видеть и слышать бойз-бэнды, а ни в Европе, ни в Америке такие товары сейчас не производят. Рэперы есть, танцульки в товарном количестве, Билли Айлиш и ей подобные девицы тоже в наличии, но жалобно поющие красавчики словно перевелись. И вот Корея приходит на помощь, заполняя очевидную брешь на рынке.

Триумф Little Big как «Группы года» с почти 45 процентами и не менее убедительная победа в номинации «Новатор года», очевидно, прилетели к Прусикину и Ко на шлейфе «Евровидения». Наверное, никому из наших артистов этот конкурс, причем отмененный в 2020-м из-за пандемии, не приносил еще столько пользы. Правда, повышенное внимание к группе в связи с международным ажиотажем вокруг хита «Uno» для многих раскрыло весьма противоречивый метод, которым они пользуются при создании своих хитов. Дело в том, что хитов для прослушивания у группы вроде бы и нет. Как музыкальные треки песни Little Big звучат, прямо скажем, никак, и хитами они становятся только вместе с видео, где предлагаются забористые танцы, выход Пухляша и другие мемоемкие штучки, без которых музыку сейчас вроде бы и не воспринимают.

Впрочем, есть исключения. Убедительный отрыв «Би-2» в номинации «Рок» и не менее явная победа The Hatters в «MegaБит Awards», вероятно, намекают на то, что рок в самых разных проявлениях не боится здесь ни моды, ни новых, иногда жульнических, подходов в продвижении музыки. Как сочинители Шура и Лева стоят со «шляпниками» явно не на одной ступени, но в умении задать жару живьем, и в онлайне и в офлайне, они, возможно, сейчас вне конкуренции. Примечательно, что в этом году в рок-номинации вместо традиционной пятерки — шесть артистов. Этому есть арифметическое объяснение: на первом этапе отбора группы «Дайте Танк!» и «Аффинаж» набрали примерно одинаковое количество голосов, и мы решили, что оба довольно важных в последнее время коллектива могут быть представлены и во втором туре.

В других номинациях вместо очевидного лидерства, наоборот, возникла нешуточная толкотня на свободные места, как, например, в списке «Поп». Разрыв между участниками хит-гонки, зафиксированный на уровне статистической погрешности, напоминает страсти на недавних американских выборах. Скандалить и устраивать штурмы Капитолия, однако, вряд ли есть резон, поскольку воля многотысячной «коллегии выборщиков» из читателей «МК» подводит к нехитрому выводу: в диапазоне от Тимы Белорусских до Artik & Asti каждый имел полное моральное и профессиональное право возглавить список, но карты легли так, как легли. Могли и иначе. Возможно, если бы поклонники той или иной звезды проявили чуть больше прыти, чем их коллеги из соседнего фан-клуба.

Тем временем неформальный победитель в концертной номинации стал известен еще в декабре. Конечно же, концерт года дал Баста, который после своего роспотребнадзорского переаншлага в Петербурге был назначен главным ковид-злодеем. Трудно даже представить, чтобы довольно дежурный выход на сцену (в минувшем году преобладали именно такие «просто концерты») вдруг сможет стать поводом для национального скандала, но в итоге так и вышло. Чиновники, депутаты, всякие недоэксперты и просто крикуны из ток-шоу бились в возмущении, Шнур строчил язвительные стишки, в новостных выпусках кроме ковидных сводок, победных вестей с полей и американских ужасов неожиданно появилась еще одна тема. Баста собрал толпу. Как он посмел? Осудить и оштрафовать! Вот так в местном шоу-бизнесе утвердился жанр абсурдистской комедии. Спасибо федеральным каналам.

Однако по результатам голосования «Концертом года» стало онлайн-выступление «Би-2». Наверное, это победа стала возможна благодаря умению Шуры и Левы хватать моду за хвост. Они сыграли для интернет-аудитории как раз в тот момент, когда этот вид развлечений был горячей штучкой и еще не успел надоесть.

Критики сейчас старательно делают прогнозы относительно того, когда же всех достанет так называемый Tik-Tok-поп. В минувшем году некоторые интернет-плясуны неожиданно запели, причем громче, чем того требовал здравый смысл. И Даню Милохина, и Даву, и других Tik-Tok-героев сейчас принято ругать, но за всеми, иногда вполне справедливыми упреками в том, что они не совсем музыканты, трудно не заметить их умение, как бы сейчас сказали, сгенерировать контент, и неважно, какими силами. А здесь еще Коля с Филиппом подтянулись и, видимо, из нежелания пропускать хоть что-то, способное сработать на их популярность, записали с Даней и Давой по дуэту, пардон — по коллабу. Вопрос «кто на ком едет» в данной ситуации не совсем уместен. И «Дико Тусим», и «Rolex» — примеры взаимовыгодных гармоничных отношений, прямо поза 69.

В номинации «Исполнительница» победило старое доброе ретро в том смысле, что, голосуя за Монеточку, люди неравнодушные к музыке прежде всего отмечали ее альбом «Декоративно-Прикладное Искусство». Не ослепительные шоу (такими артистка пока не занимается), не остромодное стилистическое безумие, а именно альбом, то есть формат, который вроде бы, того и гляди, станет историей. Но Лиза и ее постоянный соавтор, а теперь и супруг Виктор Исаев сумели записать на удивление содержательную пластинку. В ней нет ничего лишнего, но есть сентиментальные признания в любви, едкая ирония, пародии на ретро, а также совсем неплохие слова и мелодии. Перепрыгнуть «Декоративно-Прикладное Искусство» Лизе, наверное, будет нелегко. Но попробовать, конечно, нужно.

Показательный угар метамодернизма лучше всего заметен в номинации «Исполнитель». Поющий Билан сражается с представителями разговорного жанра. Но пока голос и ноты побеждают. Не зря и телевизионный фестиваль «Песня года», который как бы прокладывает мостик между двумя музыкальными сезонами собрал оглушительные рейтинги, задвинув все прочие претензии на модность и церемониальность, именно тем, что голос, ноты и мелодии несмотря ни на какие веяния времени остаются «градообразующими» секретами музыки, которая будет вечной…

Филипп Киркоров большим монологом комментирует свою победу в номинации «Артист года»

Илья ЛЕГОСТАЕВ,

Артур ГАСПАРЯН.

всего голосовало: 43640