Цинизм турфирм поражает — туристам хотят включить «двойной счетчик»

По мнению бизнесменов, платить за ЧП в отрасли должны сами пострадавшие клиенты

15.08.2014 в 15:06, просмотров: 4598

Спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Примерно такой смысл вкладывают ведущие отечественные фирмы индустрии отдыха в свою новую инициативу. Они предлагают создать фонд, задачей которого станет эвакуация туристов, оказавшихся в безвыходном положении на курортах.Правда, финансовую нагрузку воротилы турбизнеса хотят переложить на плечи отдыхающих. Отпускникам придется собственноручно пополнять такой гарантийный фонд предварительными взносами и, по сути, брать на себя обязательства, которые сейчас являются зоной ответственности страховых компаний и самих туроператоров.

Цинизм турфирм поражает — туристам хотят включить «двойной счетчик»
фото: Геннадий Черкасов

Еще в начале августа в заложниках на зарубежных курортах находилось более 27 тыс российских туристов. Почти всех уже, слава богу, вывезли.

Вина за испорченный отдых лежит на туроператорах «Лабиринт» и «ИнтАэр», а также компании «Идеал-тур» (список продолжает пополняться — сегодня объявила о невозможности исполнять свои обязательства фирма «Ветер странствий» - ее глава просто пропала).

Компании не заплатили ни отелям, ни авиаперевозчикам. Отправившиеся на курорт россияне остались без крыши над головой, а многие ночевали в аэропортах — их билеты на перелет домой были аннулированы.

Причем туристы честно оплатили свой отдых. Кто-то это сделал заранее еще зимой и весной, другие приобретали так называемые «горячие туры». Так или иначе, деньги сдавали все.

И что оказалось? Туристические компании объявляли о своей несостоятельности, авиакомпании отменяли чартеры, а людей выкидывали на улицу.

В своем банкротстве туроператоры винили, во-первых, самих отдыхающих — те, мол, перестали покупать путевки, из-за чего резкое упал спрос и покупательская способность. Во-вторых, указывали на рост курса доллара и евро, что стало причиной роста расходов турфирм. В-третьих, бранили негативную политическую ситуацию. Сами турфирмы, как бы, были ни при чем. Следственный комитет, впрочем, уже полным ходом ведет расследования по делам о мошенничестве.

Давайте разберемся поподробнее. В долг на курорт никого не пускают — сначала купи билет на самолет, оформи путевку. Взамен этого получи некий ваучер, который послужит гарантией того, что отдохнуть все-таки сможешь.

Только в этом случае отдаешь реальные ассигнации в обмен на бумажку, не заверенную подписью хотя бы одного ответственного лица и не подтвержденную водяными знаками. Более того — авиабилеты туристам все чаще выдают за день до вылета, хотя деньги внесены заранее. Такое положение дает турагентствам возможность для прямого обмана своих клиентов.

Фирмы зачастую лукавят, когда говорят, что их банкротство вызвано западными санкциями или низким курсом рубля. Причины разорения большинства турфирм обычно кроются в следующем. Оператор заключает договор с авиакомпанией, гарантируя перевозчику предоставить определенное количество туристов. Аналогичные обещания дают отелям. Но далеко не все способны выполнить это условие. То есть берут на себя слишком много, фактически не заглядывая в будущее.

В результате, контрагенты — отели и перевозчики — требуют компенсации. Крайними, как всегда, оказываются туристы. Зачастую им приходится самостоятельно добираться домой. Возникают проблемы и с проживанием — понимая, что деньги от разорившихся компаний не поступят, гостиницы начинают шантажировать туристов выселением на улицу.

Кризис в российской индустрии отдыха послужил стимулом для изменения законодательства в этой области. Депутаты требуют от туристической отрасли реальной и своевременной предоплаты отдыха и трансфера клиентов, перевозчикам намекают, что не следует возить отдыхающих на чартерах, а давать им регулярный рейс.

Турфирмы же хотят, чтобы попавшие из-за нерадивых операторов в беду туристы решали свои проблемы самостоятельно. Для этого «всего лишь» нужно создать гарантийный фонд, который будет пополняться самими гражданами. В частности, дополнительная пошлина может взиматься при получении загранпаспорта.

Сейчас вывозом туристов, оформивших свои путевки в несостоятельных компаниях, занимается организация «Турпомощь». Это своеобразная «касса взаимопомощи». Средства в эту структуру вносят представители туристической отрасли. Понятно, что это накладно для кармана благонадежных компаний — им приходится страховать риски недобросовестных коллег.

Только теперь туроператоры намерены переложить эту обязанность на самих отдыхающих. Включи «двойной счетчик» и спи спокойно. Но почему, в таком случае, не ужесточить законодательство в отношении страховых компаний, с которыми турфирмы заключают договора о компенсации возможных рисков? Или не резервировать средства, чтобы использовать их в самом крайнем случае...