Хотели по-маленькому, а получилось как всегда

Злоба дня

Злоба дня

Московское метро — это, конечно, подземные дворцы, но какие-то они средневековые. В том смысле, что общедоступных коммунальных удобств в них не предусмотрено. При советской власти внимания на это особенно не обращали, и только в 1990-е общественность начала сурово требовать: «Сколько можно! Хватит, натерпелись! Пассажиры право имеют! Дайте народу туалеты». Администрация подземки сменялась, но держала оборону четверть века. Говорила, что это дорого, что метро не место для низменных нужд и еще что-то там про угрозу терроризма. Но демократия победила. Через 132 года после изобретения унитаза и через 80 лет после открытия столичного метро чудо сантехники появилось на станции «Проспект Мира»-радиальная.
Туалет в метро — это, знаете ли, серьезно. Не любого смертного готовы подпустить к нему сотрудники подземки. Журналисты, желающие участвовать в «презентации» ватерклозета, должны были предоставить в пресс-службу метро всю информацию о себе. «Без этих данных аккредитация считается недействительной!» — сообщалось в приглашении на торжественное и очень закрытое, судя по всему, мероприятие.
— Может, ожидается посещение первых лиц государства? Или вам будут вручать дипломы почетных посетителей сортира? — потешался надо мной один коллега.
— Не забудь протестировать чудо-кабинку! Для чистоты эксперимента выпей с утра побольше кофе! А еще лучше — пива! — зубоскалил другой.
— Заметка про открытие туалета станет вершиной твоей карьеры! — подкалывал третий. Завидовал, не иначе.

...Пятничным утром 18 сентября у станции «Проспект Мира»-радиальная (именно на ней установили туалет) в предвкушении таинства собрались десятки журналистов и просто зевак. Собрались задолго до назначенного времени. Наконец, вышел представитель метрополитена. Но вместо того чтобы начать «презентацию», он объявил, что открытие туалета задерживается на час.
Тяжелый вздох разочарования пронесся над толпой. «Может, что-то случилось?» — забеспокоился народ. Ну, мало ли, вдруг бумагу забыли завезти? Или злоумышленники, прознав про «презентацию», заблокировали доступ в кабинку?
Спустя час томительного ожидания мы взмолились: больше не можем терпеть! Ведите нас в туалет!
И нас повели.
Туалет расположился в начале платформы, на которой останавливаются составы, следующие в сторону «Медведково». Типичная серая кабинка, каких на улице сотни. Я почувствовала легкое разочарование. Нет, конечно, никто не ожидал, что справлять нужду пассажирам предложат в золотом дворце. Но чтобы вот так, в банальной кабинке...
Исправлять ситуацию взялся начальник Службы внешних связей московского метро Иван Осташко.
— Мы стали свидетелями открытия уникального проекта, разработанного по многочисленным обращениям граждан с учетом опыта зарубежных коллег. Для работы туалета не требуется подключение к канализации и водопроводу, а смыв происходит с помощью мощной струи воздуха и полулитра воды. Отходы накапливаются в 60-литровых баках, которые будут поднимать на поверхность по эскалаторам после окончания работы станции... — начал он.
Наслаждаться в полной мере рассказом г-на Осташко мешали грохочущие поезда метро. Но нам этот рассказ, признаться, был и не особо нужен. Хоть бы одним глазком заглянуть внутрь — вот чего желали присутствующие.
А Иван Осташко все говорил и говорил. О том, что туалет будет работать с 7.00 до 23.00. О том, что рядом постоянно станут дежурить консультант и уборщик. О том, что для выхода нужно нажать на кнопку. Главное — не перепутать, на какую. В туалете их несколько: помимо «смывной» есть синяя кнопка (ее нужно жать, если вы считаете, что в туалете пора бы прибраться), красная (для экстренных случаев — вдруг вам стало плохо или вы обнаружили подозрительный сверток), ну и зеленая — для выхода. Впрочем, если вы нажмете красную, дверь тоже автоматически разблокируется. Другое дело, что на выходе вас встретят бравые парни в форменной одежде. Так что лучше не экспериментировать...
И вот он, долгожданный момент, — г-н Осташко открывает дверь, а там... Унитаз! Писсуар! Рукомойник! И — да, туалетная бумага!
В воздухе витал дух. Нет, не праздника. Телеоператор «МК»-ТВ Саша Кулибанов, смело шагнувший внутрь кабинки и став, таким образом, первым ее посетителем, поморщился: «Попахивает».
— Технология полностью исключает утечку отходов и распространение неприятных запахов, — попытался оправдаться главный инженер компании-производителя Сергей Аношин. Мы ему, сами понимаете, не очень-то поверили.
Но самое большое разочарование нас только ждало. Оказалось, что воспользоваться новой услугой могут далеко не все, а только обладатели карты «Тройка». Прикладываешь ее к сенсору и проходишь (деньги при этом не списываются). Остальные пассажиры не могут попасть в кабинку никоим образом. Даже если посулят консультанту сто рублей.
А вот интересно, насколько возрастет количество владельцев «Тройки» после открытия сортира? Я грешным делом даже подумала, что, может, вся шумиха и затевалась, чтобы повысить популярность этой карты? Смущает одно. Планов по установке туалетов на других станциях у метро пока нет. А переходить на транспортную карту ради одной-единственной кабинки как-то глупо.
Есть, правда, и еще одна версия — вся эта умопомрачительная «презентация» дорогостоящего агрегата была затеяна ради того, чтобы туалеты в метро... впредь не ставить. Просто администрация метро устала от упреков по поводу отсутствия коммунальных удобств и сделала реверанс в сторону пользователей. А на следующем этапе закроет туалет за малой популярностью и отсутствием желающих возить по эскалатору 60-литровые баки. И тему подземной сантехники закроет тоже.
Впрочем, о чем я? Метрополитен сделал пассажиров свидетелями уникального проекта. Раскрыл технические ноу-хау. Провел экскурсию для журналистов. Так что да здравствует первый в подземке туалет для пассажиров! Пользуйтесь на здоровье!
P.S. Кстати, причину задержки «презентации» нам так и не назвали. Наверное, все-таки бумагу вовремя не завезли.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру