Патриотическое воспитание в законе: как россиян научат родину любить

С этим надо что-то делать

29.03.2017 в 19:11, просмотров: 17080

После воскресных митингов Госдума вспомнила про законопроект «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации», который был разработан еще в прошлом году. Зампред Комитета по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборнов объявил, что в ближайшее время он будет доработан и принят.

Задача закона — гасить протестные настроения, развивая вместо них патриотические.

Каким образом планируется это делать?

Такой вопрос возникает у каждого гражданина, и у нас он тоже возник. Интересно же, как нас будут воспитывать. Тем более что для воспитания патриотизма все необходимое уже вроде бы делается.

Телевизор воспитывает патриотизм не покладая рук. В школах и университетах введены политинформации. В московской консерватории даже проводились целые «уроки культурной политики» с зачитыванием списков врагов государства.

Государственная символика и портреты лидеров используются для украшения одежды и предметов быта. Георгиевские ленточки привязываются на машины. Триколором украшают дачные участки. О роли нашей страны в Великой Отечественной войне снимаются новые героические фильмы. Старые фильмы о войне раскрашиваются, чтоб были цветными, а не черно-белыми, — тогда молодежи приятнее их будет смотреть.

Объективно, воспитание патриотизма ведется самым широким фронтом. Чем может обогатить его новый закон?

В том законопроекте, что был разработан в 2016 году, никакой конкретики нет. Общие фразы. Как воплощать их в жизнь — непонятно.

Один из пунктов основных направлений деятельности, например, звучит так:

«Формирование позитивного отношения детей и молодежи к ценностям, имеющим приоритетное значение для общества».

Отличная идея, безусловно. Но какими путями ее реализовывать? Просто долбить детям: вот это хорошо, а это плохо? Так им всегда что-то долбят. Но результат не очевидный. Дети и молодежь не очень-то проникаются от долбежки. Скорее, наоборот, не проникаются — если им что-то сильно долбят.

Другой пункт: «Проведение мероприятий по повышению престижа самоотверженного и добросовестного труда и общественной значимости достижений в государственной, общественной и хозяйственной деятельности».

Снова отличная идея. Но что подразумевается под «самоотверженным трудом»?

Понятно, в 1942 году в тылу труд был самоотверженным, когда по 14 часов люди стояли у станков. Все для фронта, все для победы. Но у нас-то не война, слава богу. В нашей жизни самоотверженный труд — это только когда он не оплачивается. И что же, в законопроекте намеревается повышать престиж такого труда?

Еще один пункт направлений патриотического воспитания — совершенно уже бредовый: «Организация деятельности по развитию у граждан мышления действовать в соответствии с интересами общества и национальными интересами России, всемерное вовлечение граждан в решение поселковых, муниципальных, региональных и общегосударственных задач».

«Развитие у граждан мышления» уже вызывает вопросы. А надо ли властям, чтобы граждане мыслили?

Что же касается вовлечения граждан в решение муниципальных и государственных задач, так оно властям и вовсе не нужно. У нас если кто-то все-таки вовлечется, они сразу зовут полицию, прокуратуру и суд.

Хотя бы парочка свежих, работающих идей! Но в законопроекте нет ни одной. Сплошные окаменелости советской эпохи. Вялые попытки реанимировать то, что и живым-то никогда не было.

Воскресные митинги — да и не только они — показывают, что идейного консенсуса в обществе нет. Как ни стараются телевизор и политинформаторы, личные интересы граждан не подчиняются общественному государственному интересу. И с этим надо что-то делать.

Читайте материал «Бунт интеллигенции на «Нике»: резьба сорвалась»

Но то, что понимают депутаты под «патриотическим воспитанием», не решает этой проблемы. Если закрыть границы, выключить Интернет, спрятаться за железным занавесом, не смотреть западные фильмы и не знать, как живет мир, такое «воспитание», может, и могло бы заставить людей на время отставить частные интересы ради государственного. Но в современных условиях даже «на время» — и то уже невозможно.

Поэтому Закон о патриотическом воспитании не сработает.

Его, конечно, примут. Но это будет мертворожденный закон. Потому что ненужный.

Патриотизм — это любовь к своей стране, а не к режиму, который в данный момент правит страной. Любовь к режиму воспитать невозможно. Такую любовь режим может только заслужить — справедливыми делами.

А любовь к своей стране и воспитывать не надо. Она в крови, люди с этим рождаются.

***

Наш парламентский корреспондент Марина Озерова попросила рассказать о содержании законопроекта «О патриотическом воспитании» его авторов и экспертов.

Виктор Водолацкий, зампредседателя думского Комитета по делам СНГ («ЕР»), возглавляет рабочую группу по разработке законопроекта:

«У нас сейчас нет ни одного федерального закона, который был бы связан с патриотическим воспитанием детей и молодежи, что неправильно. Кроме того, законопроект должен устранить недочеты в деятельности ряда ведомств, занимающихся этой проблемой. Конечно, никто не предлагает делить людей по принципу, что если, мол, ты не называешь себя патриотом, то значит, ты плохой, — наша инициатива просто позволит выстроить вертикаль в работе. Мы считаем, что должен быть какой-то координирующий центр, который бы позволял увязывать работу разных ведомств в одну систему.

В рабочую группу по подготовке законопроекта входят сенаторы, представители Минобразования и науки, Росмолодежи, ДОСААФа, других общественных организаций. Надеемся, что после обсуждения в вузовской среде, со студенческой молодежью и экспертами документ будет внесен в Госдуму уже в апреле».

Анатолий Выборный, замглавы думского Комитета по безопасности и противодействию коррупции («ЕР»), член рабочей группы:

«Ключевой термин определяется в законопроекте так: «Патриотическое воспитание — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».

Предусмотрен порядок создания специальных организаций, занимающихся патриотическим воспитанием, — они будут обязаны размещать всю информацию о своей работе в открытых источниках, на специальных сайтах. Система будет совершенствоваться за счет включения новой, эффективной практики патриотического воспитания, за счет апробации и внедрения современных программ, новых педагогических технологий, за счет научных исследований, к которым будут привлекаться молодые ученые.

Предусмотрена также обязательная научно-педагогическая и правовая экспертиза методик патриотического воспитания — это необходимо для того, чтобы предотвратить несоответствие методик возрастным или психофизическим особенностям обучающихся. Кроме того, предполагается ввести конкретные критерии для оценки эффективности деятельности по патриотическому воспитанию, которые будут, в частности, применяться к высшим должностным лицам».

Виктор Озеров, глава Комитета по обороне Совета Федерации:

«Любой закон должен иметь предмет регулирования. Надо, конечно, посмотреть, что будет написано в этом законопроекте, но вообще-то патриотизм, как я понимаю, это внутренняя составляющая человека, чувство любви к Родине. Если бы мы могли законами воспитывать чувства граждан РФ, то по каждому чувству было бы достаточно принять законодательный акт и заставить прокуратуру контролировать его исполнение. Но все не так просто…»

4 апреля в Госдуме пройдут парламентские слушания на тему «Законодательное регулирование патриотического воспитания в РФ», которые организует Комитет по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи.

ЦИТАТА ДНЯ

Eлена МИЗУЛИНА, сенатор:

«Уроки патриотизма начали заменяться уроками борьбы с коррупцией. Причем с 1-го по 11-й класс. Детям предлагают рисовать картинки, предлагают информацию, например, такого свойства, где пирамида, где страны расположены в иерархическом порядке по уровню коррупции, — Россия оказывается, естественно, далеко-далеко внизу, там, рядом с Узбекистаном. Такое «формирование патриотизма» происходит. Может быть, имеет смысл дать поручение профильному комитету, посмотреть, откуда идет такого рода предложение. Патриотизм — это одно, а борьба с коррупцией и навязывание ее в разных школах — это очень опасная тенденция».

На заседании Совфеда 29 марта 2017 года.