Они ничего не боятся?

Под предлогом наведения порядка рекламный рынок Нижнего готовят к переделу

Под предлогом наведения порядка рекламный рынок Нижнего готовят к переделу

Глава администрации Олег Кондрашов назвал ее “конституцией” в сфере наружной рекламы, хотя разрабатывалась она кулуарно, внутри МУ “Рекламная служба города Нижнего Новгорода”, без широкого обсуждения не только с общественностью, но и с экспертным сообществом. Но руководители города уже предупредили депутатов, что возражения против концепции не принимаются. При внимательном прочтении “конституции” становится ясно: это не концепция развития наружной рекламы города, а вполне конкретные планы известной группы компаний по развитию своего бизнеса.

Заточено под монополиста

Дальнейшие действия по наведению порядка в этой сфере, создание схемы дислокации рекламных объектов способны не только очистить Нижний от лишних конструкций, но и от “лишних” участников этого рынка и еще больше закрепить монополию группы компаний News Outdoor. Составлялась концепция под руководством выходца из этой компании директора МУ Вячеслава Виноградова.

Для непосвященных в тайны нижегородского рекламного “двора” концепция выглядит весьма привлекательно. Задача поставлена благородная – избавить Нижний, особенно его исторические зоны, от ненадлежащей, незаконной рекламы, мешающей восприятию красот нашего города и его архитектурных частей. Цитата:

“Сформировать гармоничную городскую среду, основанную на согласованном размещении рекламных конструкций, объектов городской информации и благоустройства”. В проекте выделены исторические зоны города, отдельно – ансамбль Нижегородского кремля; Старый Нижний, Старое Канавино, Старое Сормово, для них прописан особый режим – разрешительный или запретительный для разных видов рекламы. Так же, как и для зон культовых объектов, парков, скверов.

Вся дорожно-уличная сеть тоже поделена на категории с учетом плотности транспортного потока, ширины тротуаров, престижности, значимости для рекламодателей. В зависимости от этого формируется и продажная цена поверхностей. Здесь тоже расписано, какую “наружку” и где можно будет устанавливать.

Еще одна деталь: рекламные щиты, конструкции, уличную мебель – рекомендовано делать в “едином архитектурно-дизайнерском решении”.

Вроде бы концепция в изложении Виноградова выглядит солидно, красиво, обоснованно… Если не учитывать, что документ базируется на разработках монополиста, который, по неофициальным данным других игроков, держит до 90% рекламного рынка Нижнего и пользуется привилегированным, даже эксклюзивным доступом к разрешениям на установку рекламных конструкций. То есть, грубо говоря, поставщик всех этих конструкций известен и задан заранее. Чужие дизайнерские и конструкторские решения в концепцию не вошли.

Несложно догадаться, кто получит львиную долю рекламного присутствия на улицах Нижнего, во всех формах и в индивидуальных проектах.

Запрещено, но… можно

В исторической зоне кремля для типовой стандартной рекламы, вообще говоря, включен красный свет. Но, как оговаривается г-н Виноградов, допускаются малые архитектурные формы в индивидуальном режиме, например, указатели системы ориентирования, которые, по его словам, есть во всех крупных европейских городах (к слову, они уже установлены повсюду в Нижнем структурами News Outdoor).

Запрещены перетяжки на улице Большой Покровской. Но на других прилегающих к кремлю улицах они разрешены, если, “согласно ландшафтно-визуальному анализу”, не заслоняют вид на кремль и другие объекты наследия. Рекламные поверхности, площадь которых не превышает 10 кв. метров, тоже, видимо, совсем не выгонят из исторического центра.

Брандмауэры разрешены только по спецпроекту, созданному для этой исторической зоны.

Вопрос депутата Игоря Богданова, почему сейчас власти разрешают вешать огромные политические плакаты с видом на кремль, остался без ответа.

Вот это и смущает. Всем нельзя, но кое-кому можно. И пока власти утверждают новые правила игры (а общественность их бурно обсуждает), главным игрокам на этом рынке можно будет получать новые места под свои щиты вдоль трасс, на основных развязках и площадях Нижнего.

– Мы предполагаем, что обсуждение концепции вызовет серьезное сопротивление, – это могущественные фирмы, – и рассчитываем только на вашу поддержку, депутаты, – обратился к совместной депутатской комиссии глава администрации Н.Новгорода Олег Кондрашов. – Что касается рекламных щитов, то там многих не будет (из тех, что есть сегодня), – 30% слетят! Это живые деньги. Но мы должны навести порядок в размещении рекламы в городе. Мы постарались детально спланировать, что вот здесь – да, можно на конкурсе выиграть место, а вот здесь – нельзя, потому что из-за этой рекламы уже не видно будет исторический облик Нижнего. Мы, конечно, можем пообсуждать, что-то забыли, не учли какой-то особенности. Но, пожалуйста, не превратите этот документ в ничто.

По словам самого Кондрашова, в городской бюджет ежегодно от рекламы должно поступать минимум 150-200 млн рублей. Если “слетят” 30% игроков, то, по самым грубым прикидкам, бюджет Нижнего недосчитается 45-60 млн.

В свете вышесказанного, думается, глава администрации лукавит: “могущественные фирмы” не “слетят”, а только укрепятся в правах. Смогут ли они скомпенсировать выпадающие доходы от рекламы – большой вопрос, ведь уже сегодня арендная плата для фирм NO – в 6-12 раз ниже, чем для остальных игроков. Последние платят по 5-6 тысяч рублей с места.

По мнению главы города Олега Сорокина, “высокопрофессиональная” концепция должна привлечь внимание специалистов и общественности, пройти публичное обсуждение.

Однако на момент сдачи номера концепция на сайте администрации Н.Новгорода не появилась. А уже в феврале ее выносят на утверждение городской думы.

На протяжении последних лет раздавалось много претензий к непрозрачности рекламного рынка в Нижнем. Но голоса эти сходили на нет: со спорщиками умело договаривались. Хочется спросить наших депутатов: с вами тоже договорились, раз вы готовы принимать такую концепцию?

Недавно во всех эфирах Нижнего крутился ролик: “Мы воткнем вашу рекламу, где вы скажете”. Разве такое могло быть возможно, не будь эти товарищи уверены, что получат разрешение без конкурса? Они действительно хозяева города, куда хотят, туда и втыкают. И не стесняются заявлять об этом.

Справка "МК"

ООО “Ньюс Аутдор НН” принадлежит, как минимум, восемь нижегородских фирм, в том числе, “Ректайм”, “РиМ НН”, “Россерв”, “Нижновреклама”, ООО “Постер М” и “АНЖ”. По данным агентства “ЭСПАР-Аналитик”, NOR и аффилированным структурам в Нижнем принадлежит около 70% рекламоносителей во всех форматах.

Повод для коррупции

Ильяс Хузин, член Рекламного совета области:

– Рекламный совет Нижегородской области неоднократно привлекал внимание к тому факту, что на местном рынке сложилась устойчивая монополия, и положение не улучшается.

В качестве вариантов размещения рекламы в Концепции учитываются только те, которые уже использует NO. Начиная с формата сити-пилонов, которые уже стоят на Покровке, до остановочных комплексов, совмещенных с рекламными конструкциями, и рекламных тумб. Щиты “6 на 3” метра на отдельной ножке – тоже их “произведение”.

В то же время конструкции, которые используются на киосках печати, например, не попали в список разрешенных объектов.

Я сравниваю Нижний с Москвой, там тоже сейчас принимают новую концепцию. Есть, по крайней мере, два ярких отличия. И в Москве, и в Нижнем убирают растяжки. Только у нас их убирают выборочно, а в Москве поголовно, там предлагается переходить на современные инновационные конструкции – светодиодные, скажем.

В Москве до 20% лотов, которые выставляются на торги, будут отдаваться малым и средним компаниям, а не монополистам. Мотив понятный. Разделить кусок пирога. У нас такого и близко нет.

Последние 3-4 года Нижний вообще живет без тендеров на размещение наружной рекламы. В 2003 году “Ньюс” на тендере получил огромное количество мест по старым ценам под щиты “3 на 6”. Потом вышел закон о рекламе, который запрещает продлевать разрешения без аукциона. Но каким-то образом получилось, что “Ньюс” за год до того, как у них заканчивались разрешения, продлили многие договоры еще на 5 лет.

Мне непонятно, почему сейчас невозможно создать нормальный, открытый режим при распределении мест под рекламные конструкции?

Рекламное сообщество, в том числе и рекламный совет области, выступает за создание открытого реестра мест наружной рекламы, где были бы обозначены все точки размещения конструкций, указан срок действия разрешения на них и правовые основания их выдачи. Это понятная схема и для рекламодателей, и для игроков рынка, и помогает планировать бизнес и бюджет города.

Но такой реестр не создан, и я не вижу другой причины, кроме коррупционной. Сомнения вызывает и профессионализм разработчиков концепции, которая, как значится здесь, была подготовлена совместно с управлением архитектуры и градостроительства. А у нас до сих пор нет главного архитектора Н.Новгорода.

Дмитрий Бирман, руководитель нижегородского отделения организации малых и средних предпринимателей “ОПОРА России”:

– Надо максимально взвешенно и аккуратно подойти к обсуждению концепции, вынести ее на комиссии гордумы с привлечением предпринимательского сообщества. Я говорю не столько про рекламные фирмы, у которых будет больше или меньше щитов и соответственно рекламодателей, я говорю про собственников зданий, где эта реклама размещается. Здесь тоже все не так просто, масса вопросов возникает.

Справка "МК"

По информации директора МУ “Рекламная служба города”, в приволжской столице размещено около 4,5 тыс. рекламных объектов, из них только 1,5 тыс. имеют договор с администрацией города, 279 считаются несанкционированными (в 2009 году – 470). В течение последнего года было демонтировано 83 конструкции, установленные без разрешительной документации. На сегодняшний день подготовлено 55 исковых требований в арбитражный суд о принудительном демонтаже еще 227 конструкций.

Между тем

Люди News Outdoor идут во власть

Хронология обстоятельств свидетельствует о том, что одни и те же лица сначала возглавляют МУ “Рекламная служба города Нижнего Новгорода”, затем занимают руководящие должности в коммерческих организациях, осуществляющих размещение наружной рекламы и входящих в холдинг News Outdoor – ведущего в России оператора наружной рекламы, и наоборот.

Середина 90-х годов. Т.Ю.Шмакова исполняла при мэре Иване Склярове обязанности главного художника Управления архитектуры и градостроительства Нижнего Новгорода, в ее сферу входило согласование рекламы в Нижнем Новгороде. Уже тогда рекламное агентство “Курсив” пыталось опротестовать концепцию размещения рекламы и проведение торгов, на которых неизбежно побеждали определенные фирмы. Сегодня занимает руководящую должность в “News Outdoor-Россия”.

1999 – 2002 годы. МУ “Рекламная служба города Нижнего Новгорода” возглавлял Антонов В.Л. В данное время директор ООО “РЕКТАЙМ”, и.о. директора “News Outdoor Нижний Новгород”.

2003 -2006 годы. Живулин Д.Л. в данное время сотрудник ООО “АНЖ”.

2006 – 2009 годы. Гартман А.Ю. в данное время директор ООО “Постер М.”

Сегодняшний руководитель МУ “Рекламная служба города Нижнего Новгорода” Виноградов В.С. до назначения руководителем муниципального учреждения работал в одной из компаний “News Outdoor-Россия” (Москва).

Кстати

На недавнем круглом столе в ТПП Нижегородской области по проблемам наружной рекламы главный специалист рекламного отдела ГП “НИЦ “Реформа” Елена Буйлина рассказала о проблемах, с которыми предприятие столкнулось при оформлении разрешений на установку рекламных конструкций на территории Нижнего Новгорода.

Постановление городской думы Нижнего Новгорода от 27.05.2009 № 63 содержит расплывчатое и неоднозначное толкование понятий “архитектурная целостность здания” и “внешний архитектурный облик сложившейся застройки”, считает она. По каждому конкретному случаю требуется экспертиза, и отказы в выдаче разрешений на установку рекламных конструкций идут со ссылкой именно на требование по сохранению внешнего облика города.

Размер рынка наружной рекламы в Н.Новгороде оценивается в 20 млн долларов. На этом же заседании отмечалось, что бюджет Нижнего Новгорода от наружной рекламы получает в разы меньше, чем не только города-миллионники Казань  и Самара, но и небольшой Киров. Если бы монополисты платили по установленным для всех ставкам, прибавка к бюджету была бы ощутимой.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру