Дефицит педагогов, воспитателей и технических работников в этой сфере по городу составляет свыше 600 человек, из них непосредственно учителей требуется чуть ли не сотня.
Есть вакансии и в районах Нижегородской области – новые уточненные данные должны быть обнародованы в самое ближайшее время. Между тем за последние три года в регионе закрыли 115 так называемых малокомплектных школ, и сотни сельских учителей были вынуждены либо досрочно уйти на пенсию, либо остались без работы.
Вот ведь как странно получается: по одну сторону учительская безработица, по другую – вакансия. И никак эти две “дамы” встретиться не могут. Почему?
Мой однокурсник по педвузу, проработавший 25 лет в одной из школ Дальнеконстантиновского района, в этом году получил лишь два часа физкультуры в местной начальной школе, оставшейся после ликвидации средней. И теперь он, имеющий довольно высокую категорию учитель-предметник, дважды в неделю по 45 минут бегает-прыгает с семилетними малышами. Остальное время свободен.
– Куда я поеду отсюда? – говорит он. – У меня здесь дом, большой сад, баня, другие постройки. Начинать все заново на новом месте? Уже не осилю.
По количеству упраздненных сельских учебных заведений Нижегородская область – один из лидеров в России. Напомним, что закрытие школ на селе проводится под флагом оптимизации финансирования бюджетных учреждений и повышения качества образования.
В среднем по России, по подсчетам федерального Минобразования, на каждого учителя приходится всего лишь 9 учеников (эта цифра верна и для Нижегородской области). В цивилизованной же Европе среднестатистический учитель “обслуживает” 13-15 учеников. А мы что, дурнее европейцев, что ли?
В итоге была поставлена задача повысить “нашу” цифру хотя бы до 9,5. Повысят, будьте уверены. И расходы на школы сократят без проблем. Проблемы с сокращением финансирования возникают, когда речь идет о самих чиновниках. А зарплату педагога или врача урезать проще простого. При этом можно даже объявить о ее повышении. Но обвешать повышение такими условиями, что в итоге все будет в точности до наоборот.
Про “наоборот” хочу сказать подробнее. У меня, например, есть сильные подозрения, что нынешняя “реформа” образования приведет к обратному результату (по отношению к планируемому). Потому что у нас глобальные преобразования принято проводить через… Ну, сами знаете, через что. Да и “нескладухи” начали появляться уже сейчас.
В одном месте учителей выгоняют, в другом они очень нужны. Причем нужны уже после начала учебного года и после того, как наши два педвуза (Нижегородский и Арзамасский) выпустили во взрослую жизнь свеженьких учителей всех специальностей. Но молодые не спешат открывать школьные двери, а ветераны не хотят менять насиженные места. И кто эти два процесса должен скоординировать?
А дальше будет еще интереснее. Не удивлюсь, если на будущий год набор в педагогические вузы упадет по причине массового недоверия абитуриентов политике государства в сфере образования: сегодня тебя всячески зазывают, а завтра дают пинка и забывают.
Если же и пойдет молодежь учиться “на учителя”, то нет никакой гарантии, что, получив диплом, новоиспеченный физик или “русак” отправятся в шумно-раздрайную школу, а не в тихий офис процветающего банка.
А количество первоклассников в этом году было больше, чем в прошлом. По прогнозам, в следующем году вновь ожидается прирост – мы начинаем выползать из демографической ямы. То есть через 5-7 лет учеников средней школы заметно прибавится. Кто их будет учить? Старых учителей выжили, новые не пришли. Опять начнут выдумывать всякие “заманухи” для молодых специалистов, и оплачивать их должен будет бюджет. И еще неизвестно, кто на эти приманки станет клевать чаще: те, кто действительно хочет сеять среди детворы разумное-вечное, или прыткие любители халявы? А если еще мест в школах хватать не будет?
Значит, придется строить новые или восстанавливать закрытые. Где же здесь экономия средств? Ах, да, простите, речь-то ведь идет не об экономии, а об оптимизации!