Что в корзине в магазине?

Итоги работы сельскохозяйственной отрасли не утешают

Формально итоги работы сельскохозяйственной отрасли будут подводить в конце ноября. Но фактически основные показатели известны. К сожалению, они не слишком хороши…
Итоги работы сельскохозяйственной отрасли  не утешают

Цепь последствий

Как правило, говоря о ситуации в агропроме, все тут же вспоминают про зерновые культуры. Мол, «хлеб – всему голова», при низком урожае мы рискуем получить дефицит хлебобулочных изделий и муки в магазинах, рост цен на них и недовольство населения.

Это и так, и не так. «Хлебная проблема» намного шире, сложнее и противоречивее, чем ее понимают. Итоги нынешнего года – лишнее тому подтверждение.

Область собрала 980 тысяч тонн, средняя урожайность – 21 центнер с гектара. В прошлом году было 1,43 млн тонн и 31 цн/га. Однако на проблеме обеспечения туляков относительно дешевыми батонами и мукой это не должно отразиться. Нынешний объем на 20-25% превышает потребности региона не только в «хлебном», но и в «семенном» и «фуражном» зерне. Туляки могут спокойно продать в другие регионы страны до 120–130 тысяч тонн семян. Хватит у нас запасов и на производство необходимого объема комбикормов для птицефабрик и животноводческих комплексов.

Зерно в себестоимости батона – 40%. При закупочной цене 1 кг пшеницы в прошлом году в 2,5-3,5 рубля, себестоимость среднего батона колебалась в пределах 9-11 рублей. Продают же его в магазинах по 16-19 рублей. Очень хороший «люфт», позволяющий безбедно существовать крупным дельцам от данного вида бизнеса.

Ныне закупают пшеницу по 5,5-6,5 рублей за кило. Значит, батон из пекарни будет выходить по стоимости в 13-14 рублей. По нормальным экономическим законам реальная розничная цена должна вырасти на 0,5-1,5 рубля. Все, что выше – спекуляция.

Такой уровень подорожания не критичен, ибо хлеба мы сегодня потребляем мало – по 94 кг на душу в год (30 лет назад ели по 180 кг).

Но есть гамма других последствий от относительно невысокого урожая зерна и роста его закупочной цены. В частности, очень заметно дорожают комбикорма, что почти сразу же тянет за собой удорожание яйца, мяса и молока. Следом – повышение цен на колбасы-копчености, сыры, творог, сметану, детское питание.

Из той же оперы – удорожание кондитерских изделий. Частично – из-за повышения цен на муку, частично – по причине присутствия во всех сладостях патоки как их основы. Она, правда, производится в основном из зерна кукурузы, но и эта культура тоже не уродилась.

Далее – проблемы со спиртом из пищевой продукции. Основа здесь – опять-таки зерно, а также картофель, свекла и некоторые фрукты. Практически по всем позициям – неурожай. Значит – по «цепочке» дорожают ликероводочные изделия, коньяки, хорошие вина и качественная парфюмерия. Более отдаленный эффект – изменение цен в кафе, ресторанах, парикмахерских и салонах красоты. Естественно, не в сторону снижения…

Второй хлеб

– то есть картофель – мы сегодня тоже потребляем не так много, как раньше. Было 160, стало 110 кг в год на человека. Однако он в нынешнем году не уродился – собрано почти в 2,5 раза меньше клубней, чем в 2009-м. Цена в магазинах и на рынках тут же взлетела с 9-11 до 23-25 рублей. И предлагают не отборный «крупняк», как прежде, а семенную мелочь.

Последствия этой ситуации разнообразны.

Ну ладно, перетерпим вздорожание крахмала и чипсов. А что делать со стоимостью питания детей в школах и детских садах, где 50% стоимости ложатся на картофель, молоко и хлеб? Как кормить людей в больницах, если эти затраты были заранее рассчитаны, исходя из других предположений по урожаю? Еще у нас есть летние и зимние оздоровительные лагеря для тех же детей, интернаты для престарелых, одиноких и инвалидов.

Из-за ситуации с картофелем и относительным неурожаем зерна угроза разорения замаячила перед каждым вторым из крестьянских коллективов. Именно крупные хозяйства еще недавно давали 60-65% урожая картофеля. Купили новую технику, обзавелись отличными семенами и стали получать хорошую прибыль.

Население же, наоборот, снизило масштабы выращивания картофеля.

В 2010 году случился неурожай, и хозяйства несут огромные убытки. Значит, в следующем году многие из них не захотят (или не смогут) сажать картофель. Зачем лишний раз рисковать? Дачники-картофелеводы этот провал не компенсируют. Значит, новый виток цен на картофель с негативным отражением по всей вышеупомянутой цепочке.

А ведь есть еще снижение урожая на треть по капусте, моркови, свекле. Цены на них тоже ползут вверх.

Вспомним старые рецепты

Как ни странно, но достаточно заметное увеличение стоимости основных продуктов питания в нынешнем году – видимо, речь идет о средних показателях удорожания в 12-15% – населению не страшно. В конце концов, по потреблению еды мы вернемся к уровню 2005 года.

И что? Жили… Снова станем готовить салаты сами, а не покупать их в охлажденном виде в магазине. Плюнем на копчености, перейдя на свежее мясо птицы и телятину. Будем дружить с рыбой, зеленью и фруктами. Молоко и творог со сметаной будем выбирать более придирчиво.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру