Вуз, открывающий мир

Именно так называют и в нашей стране, и за рубежом Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого.

Когда руководители Тульской области с гордостью говорят о том, что в регионе немало вузов, готовящих высококлассных специалистов, они не преувеличивают. Среди таких высших образовательных учреждений – ТГПУ им. Л.Н. Толстого. В этом году более 1200 юношей и девушек пополнили ряды студентов педуниверситета. О работе и перспективах развития одного из старейших вузов региона мы поговорили с его ректором Надеждой Шайденко.
Именно так  называют и в нашей стране, и за рубежом Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого.

В числе лидеров

– Надежда Анатольевна, первый вопрос очевидный: как прошел в этом году новый набор студентов?

– Набор студентов прошел успешно. Конкурс по университету был около шести человек на место. На некоторые специальности он доходил до 15, 17 и даже 19 человек.

Самые конкурсные специальности – на факультетах: истории и права; технологии, экономики и сельского хозяйства; естественных наук, физической культуры и туризма; психологии. Ниже показатели в этом году были на факультете русской филологии и документоведения. Это связано с рядом объективных причин: по литературе единый государственный экзамен выпускники этого года сдали хуже, и в целом общее количество участников ЕГЭ по этому предмету было меньше. Поэтому конкурс и снизился, но ненамного. План приема выполнен полностью. Бюджетных мест в этом году у нас 832.

– Недавно прозвучала информация о том, что ТГПУ им. Л.Н. Толстого, в числе лидеров рейтинга государственных вузов по среднему баллу ЕГЭ-2010.

– В рамках проекта «Общественный контроль за процедурами приема в вузы как условие обеспечения равного доступа к образованию» был выполнен мониторинг государственных образовательных учреждений страны по уровню зачисленных в них абитуриентов. В этом проекте участвовали более 450 вузов, как педагогических, так и классических университетов РФ. Рейтинг проводился по следующим показателям: средний балл и результаты ЕГЭ, которые представляли абитуриенты при поступлении. Анализ рейтинга показал, что наш университет входит в десятку лучших педагогических вузов России, чем мы, конечно, горды. По ряду специальностей ТГПУ им. Л.Н. Толстого занимает лидирующие позиции в Топ-25 среди известных высших образовательных учреждений России.

В качестве примера приведу специальность «Химия», где наш вуз на 19 месте среди всех университетов РФ, при этом выше нас нет ни одного педагогического вуза, только классические университеты. По специальности «Экология» мы заняли 16 место, ни один педвуз не показал лучший результат в этом рейтинге. По специальности «Агрономия» мы на 8 строке в Топ-25. Здесь мы стали единственным педагогическим вузом, составившим достойную конкуренцию сельскохозяйственным высшим учебным заведениям страны.

В рейтинге педагогических гуманитарных специальностей направление подготовки «Социально-экономическое образование» факультета истории и права ТГПУ занимает в Топ-25 второе место после Белгородского государственного университета. Буквально на днях к нам пришло радостное известие: программа «Химия», реализуемая в нашем учебном заведении, по независимой общественной оценке, проводимой профессионалами-экспертами и ректорским сообществом, признана лучшей программой инновационной России. Честь и хвала тем людям, которые ее реализуют.

Большие возможности

– Уникальность и потенциал университета очевидны. ТГПУ им. Л.Н. Толстого известен в стране и за рубежом качеством подготовки выпускников. Скажите, планируется ли открытие новых специальностей в университете?

– На данный момент мы, безусловно, планируем расширение спектра предоставляемых образовательных услуг. Буквально с прошлого года мы достаточно хорошо расширили их в плане магистратуры, осуществив большой прием студентов. Теперь это 11 программ подготовки магистратуры, а не две, как было раньше. В прошлом году по 8 направлениям подготовки была получена аккредитация, наши лицензионные возможности расширились. С этого года мы реализуем подготовку в магистратуре по заочной форме обучения.

Также будем подавать документы на лицензирование и аккредитацию новых образовательных программ по направлениям подготовки, связанным с переходом на многоуровневую систему. При полном сохранении всех педагогических специальностей планируется открытие следующих направлений подготовки: «Техно-сферная безопасность», «Природа и обустройство водопользования», «Гостиничное дело и сервис». Учителей по всем общеобразовательным предметам мы будем продолжать готовить.

Важно отметить, что мы остаемся единственным профильным вузом не только в Тульской области, но и на большой территории Центрального Федерального округа. Несмотря на то, что Тульский педагогический является брендом, у нас достаточно большое количество непедагогических специальностей. Большой процент наших выпускников – не только педагоги, но и агрономы, механизаторы, инженеры в области механизации сельского хозяйства, программисты.

– Надежда Анатольевна, расскажите, пожалуйста, как обстоит дело с применением инновационных технологий в образовании?

– Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс – это перевод нашего учебного процесса на рельсы дистанционного обучения. У нас разработана программа «Moodle», которая позволяет серьезно оптимизировать процесс обучения. Она используется не только на очной и заочной формах обучения, но также и на курсах повышения квалификации. Это одно из направлений работы.

Второе направление – расширение инновационной деятельности самого образовательного учреждения, открытие университетских инновационных центров, к работе в которых мы привлекаем студентов. Так как центры приносят деньги, появляется возможность улучшать и расширять материальную базу. То есть когда мы говорим о новых образовательных технологиях, мы подразумеваем, что практически большая часть наших аудиторий обеспечена не только компьютерной техникой, но и мультимедиапроекторами, интерактивными досками и т.д. Преподаватели сами создают электронные учебники и программы. Сегодня наша электронная библиотека насчитывает более 20 тысяч единиц. Она покрывает более 40% дисциплин по всем реализуемым в вузе специальностям и направлениям подготовки. Это очень серьезный показатель. Кроме того, что наши преподаватели имеют возможность знакомиться с самыми передовыми технологиями в этом направлении, мы готовы делиться опытом на курсах повышения квалификации, проводимых для разных категорий слушателей: для работников начального, среднего и высшего профессионального образования, государственных служащих, специалистов различных сфер деятельности, где есть потребность знакомиться с современными IT-технологиями. И, конечно же, современные педагогические технологии – это тоже инновации, которые мы применяем и широко используем в работе.

О кадрах, или куда пойти работать выпускнику?

– Какая работа ведется вузом по трудоустройству выпускников?

– В целях содействия трудоустройству наших выпускников в университете с 2002 года создан и функционирует Центр профориентации, содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников. Мы начинаем проводить работу с ребятами со второго, с третьего курсов. На четвертом и пятом годах обучения мы активно работаем с ними. И, прежде всего, конечно же, нацеливаем на педагогическую деятельность. Что мы для этого делаем? Везде говорят, что есть вакансии в школах. Министр образования Фурсенко говорит об их сокращении. Мы работаем с каждым районом, с каждым районным отделом образования, от которых получаем сведения о вакансиях в селах, поселках и райцентрах. Отдельно мы собираем также информацию о вакансиях от учреждений начального, среднего профессионального образования. У вуза заключен договор со службой занятости, по которому ежемесячно предоставляются данные о вакансиях по направлениям и специальностям, по которым мы готовим специалистов. Это касается и непедагогических направлений и специальностей.

В конце минувшего учебного года Центр располагал 940 вакансиями, учитывая, что выпускников было 914 человек.

На каждом факультете созданы комиссии по трудоустройству, и под председательством проректора, курирующего данное направление, проводятся обязательные итоговые заседания, где идет беседа с каждым нашим выпускником, куда и как он бы хотел устроиться на работу, какая помощь ему нужна. В этом году по итогам работы комиссий по трудоустройству университет направил на работу в районные образовательные учреждения более 150 человек.

В целом на 1 сентября по специальности работает 86% наших выпускников. А еще есть молодые мамы и выпускники, уехавшие за пределы области, в том числе продолжать учебу в зарубежных вузах.

Одним из важных направлений в деятельности Центра является формирование системы договорных отношений по вопросам трудоустройства и целевой подготовки выпускников. Так, между университетом и областным департаментом сельского хозяйства заключен договор, по которому осуществляется подготовка специалистов для агропромышленного комплекса региона.
Помогла в этом году нам и реализуемая Министерством образования и науки РФ «Программа государственной поддержки перспективных выпускников вузов», согласно которой для Тульской области были выделены 9 вакансий для учителей в школах региона. Центром совместно с деканатами факультетов проделана большая работа по привлечению выпускников к участию в этой Программе.

Более 20 бывших воспитанников вуза проявили интерес, из них 9 человек прошли конкурсный отбор в областном департаменте образования и направлены на работу в школы области учителями русского языка, математики и информатики, иностранного языка. Мы внимательно смотрим за их работой. Они у нас – главные стажеры. А с этого года мы будем проводить стажерскую практику по непедагогическим специальностям.

– Надежда Анатольевна, что Вы можете сказать о том, что на сегодняшний день в Тульской области не хватает педагогических кадров? Как Вы относитесь к недавнему заявлению министра образования Андрея Фурсенко, что надо сократить 200 тысяч учителей из миллиона двухсот тысяч по стране?

– Тульская область – достаточно благополучный регион, так как мы находимся в центре России рядом с Москвой. У нас не закрыт педагогический вуз. А если мы с вами посмотрим на более отдаленные территории, там ситуация с кадрами еще более тяжелая. Поэтому, наверное, данные министр получил не совсем верные, а точнее, он, скорее всего, использовал среднестатистические данные по стране.

В Тульской области, действительно, не хватает педагогов. Причин здесь очень-очень много. Во-первых, невысокая заработная плата. Очень многие наши выпускники работают по специальности в Москве, что лишний раз является подтверждением качественной подготовки наших ребят. Их принимают московские гимназии, нередко частные гимназии. Ребята работают там и на руководящих должностях.

Есть и второй аспект. Не всегда выпускников ждут в наших школах, потому что сложились многолетние творческие коллективы, и люди пенсионного возраста, несмотря на то, что учительский труд очень тяжелый, не всегда готовы решиться на такой шаг, чтобы уйти на пенсию, и продолжают иметь нагрузку, превышающую существующие нормы. Учителю, который из-за большой нагрузки имеет нормальную заработную плату, не всегда хотелось бы рядом с собой видеть молодого специалиста. Поэтому эти вакансии нередко не показываются и распределяются между учителями.

Есть ситуации, и мы знаем такие грустные случаи, когда не всегда психологически правильно коллектив встречает молодого специалиста тоже по целому ряду причин. Есть проблема, когда сельское образовательное учреждение или, точнее, орган местного самоуправления не готов создать хотя бы какие-либо сносные бытовые условия для выпускника. В городе Туле сегодня вакансий практически нет. И закрываются они в основном нашими выпускниками. То есть эта проблема не является ни в коей мере проблемой только вуза, потому что университет выполняет свою функцию: готовит высококлассных специалистов.

Новые планы на новый учебный год

– Завершая нашу беседу, хочется спросить у Вас о новых планах в наступившем учебном году.

– Статус университета подтверждается разными параметрами: и рейтингами, и отношением со стороны Министерства образования РФ, со стороны общественности, в том числе зарубежной. Отличием университета является и регулярная организация стажировок, обменов опытом, повышения квалификации преподавателей, аспирантов и студентов в странах изучаемых языков. Наш университет сотрудничает со многими учебными заведениями и культурными центрами Германии, Китая, Вьетнама и других стран. Радостным показателем для нас является значительное увеличение числа иностранных граждан, направляемых в наш университет по государственной линии. Впервые в истории университета к нам направляются студенты из стран Балтии. Это очень серьезный критерий признания качества работы вуза.

Главная задача университета, как и задача всех вузов РФ, – переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты. По закону, он должен произойти с 1 января 2011 года, то есть те абитуриенты, которые поступят в 2011 году, будут уже учиться по новым государственным образовательным стандартам. Здесь надо понять главное: принципиально иная структура стандартов, принципиально иное их построение, определение целей образования, которые должны быть сформированы у наших выпускников, в форме не знаний, умений и навыков, а в форме компетентности. И это потребует не только от администрации вуза, а от всего коллектива, каждого преподавателя, декана, профессора, ассистента принципиальной переработки содержания и методики работы.

По программе Министерства образования РФ мы должны к февралю 2011 года быть уже полностью готовы. Это большая, трудоемкая работа. Наша задача – дать соответствующее времени качественное образование, выпускать специалистов, способных конкурировать на современном рынке труда. А требования жесткие, идет реальная конкурентная борьба. Мы надеемся в ней и дальше выигрывать.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру