Сорокопятка, Студебеккер и Т-34

История Великой Отечественной войны – в проекте «Слава российского оружия» радио «Эхо Москвы – Екатеринбург»

История Великой Отечественной войны – в проекте «Слава российского оружия» радио «Эхо Москвы – Екатеринбург»
Грузовик ЗИС-5

«МК-Урал» представляет проект радиостанции «Эхо Москвы – Екатеринбург» и Уральской горно-металлургической компании, посвященный 65-летию Великой Победы. В рамках этого проекта мы расскажем о наиболее интересных экспонатах из коллекции музея военной техники, действующего в Верхней Пышме. Сегодня героями нашего рассказа станут лучший танк Второй Мировой войны Т-34, американский внедорожник «Студебеккер», «сорокопятка» и «слишком мощная» пушка ЗИС-2.

Лучший танк Второй Мировой
Т-34 – это самый массовый и самый известный советский танк времен Великой Отечественной войны. Танк Т-34 был создан на базе модернизированного танка БТ-7 на заводе в Харькове, на вооружение новую машину приняли в 1940 году. Во время войны Т-34 выпускали также на заводах в Горьком, Нижнем Тагиле, Челябинске, Омске, Сталинграде и Свердловске. И каждый производитель вносил в конструкцию что-то свое. Например, на Уралмаше производили единственную и уникальную в своем роде штампованную башню на немецком прессе.

Танк Т-34 превосходил всех своих предшественников по многим характеристикам, рассказывает историк Кирилл Якимов:

– У этого танка был очень мощный мотор в 500 лошадиных сил. А его скорость 54 километра в час (в гусеничном варианте по дороге) была на 2 километра в час выше, чем у танка БТ, который ранее считался самым скоростным. Гусеницы у Т-34 были очень широкими, что существенно повышало проходимость. Толщина наклонной брони варьировалась от 45 миллиметров у лобовой брони до 15 миллиметров на дне и крыше. Причем броня была расположена под выгодными углами наклона, что тогда было в новинку. Штатная пушка ПАК-35 калибром 37 миллиметров, которая являлась основным орудием в немецких пехотных дивизиях, совершенно броню этого танка не брала. За это немцы прозвали свою пушку «армейской колотушкой».

Обнаружились в ходе войны и недостатки танка – центр тяжести машины был смещен вперед, и из-за этого ее сильно раскачивало. Внутри танка был плохой обзор и средства связи – командиру приходилось давать команды водителю, подталкивая его в ту или другую сторону. Но машина все же была по тем временам сверхтехнологичной, к тому же в войну ее производство удалось удешевить в три раза, поэтому многие специалисты уверенно называют Т-34 лучшим танком Второй Мировой войны.

В музее военной техники УГМК в Верхней Пышме есть танки Т-34/76 и Т-34/85. Первый участвовал в жестоких боях в болотах Калужской области, там и был разрушен. Нашли его поисковики.

Отметим, что танк Т-34/76 участвовал в этом году в Параде Победы в Екатеринбурге, но для того, чтобы поставить его «на ход», специалисты УГМК почти год занимались ремонтными работами.

– Даже не специалисту легко понять, что этот танк участвовал в боевых действиях. Механизмы поворота башни по горизонтали и вертикали отсутствуют, половина погона башни вырвано (и заметно, что это не от сварки, а от снаряда), – рассказывает подполковник запаса танковых войск, работник завода «Уралэлектромедь» Александр Викторов. – Некоторые детали уже были сгнившие, так что в танке меняли трубопроводы, резиновые соединения. Но основные узлы и соединения этой машины – его родные.

Танк Т-34/85 дошел до Польши, где и был подбит в бою. Его отремонтировали в Прибалтике, и в 1946 году направили в одну из воинских частей Свердловской области. Там танк находился на постаменте, а после того, как в 2005 году воинскую часть расформировали, был передан по распоряжению командующего ПУрВО музею военной техники в Верхней Пышме.

– Недавно был направлен запрос в архивы министерства обороны, чтобы с помощью корпусных номеров танков специалисты определили, к каким частям они принадлежали, кто входил в состав их экипажей, – говорит сотрудник УГМК, офицер запаса Алексей Пархомчик.

Сотрудники музея военной техники УГМК поставили задачу – найти тех, кто воевал на этих машинах, или их родственников и пригласить в Верхнюю Пышму.

Символ ленд-лиза
Первые мощные внедорожники, которые увидели советские солдаты – легендарные «Студебеккеры» производства США. Эти прочнейшие машины ездили по российским дорогам еще долго и после окончания Великой Отечественной войны.

– «Студебеккер US 6х6» – это, безусловно, легенда, в сравнение с ним не шли никакие наши ЗИСы или ГАЗы, – рассказывает историк Кирилл Якимов. – Если спросить ветеранов, какой символ ленд-лиза им в первую очередь вспоминается, они скорее всего назовут американскую тушенку и «Студебеккер».

В годы войны по программе ленд-лиза американцы поставили советским войскам десятки тысяч «Студебеккеров». Их использовали для перевозки грузов и людей как тягач и еще как базу для установки знаменитой «Катюши».

– Единственный недостаток, которым отличался «Студебеккер», это очень требовательный мотор к хорошему топливу и маслам, – рассказывает Кирилл Якимов. – Выходили даже специальные брошюры и листовки, в которых было написано: «Водитель! В машину «Студебеккер» нельзя заливать керосин! Это не полуторка!»

Советская армия получила несколько моделей техники фирмы «Студебеккер», в том числе и гусеничный транспортер-амфибию М29С Weasel. Его разработали в 1942 году и широко использовали два года спустя – во время высадки союзных войск в Нормандии. На эту машину можно было навесить специальные поплавки, и она держалась на воде. Интересно, что американцы настолько ценили эти «Студебеккеры» и так не хотели, чтоб они достались врагу, что каждый транспортер-амфибия оснащался устройством для самоуничтожения – взрывчатка находилась в специальной емкости под двигателем.

С сентября 1943 года по июль 1945 года было выпущено более 15 тысяч таких машин. Музей военной техники в Верхней Пышме – единственный в России музей, где есть транспортер-амфибия М29С Weasel. Механик автотранспортного цеха завода «Уралэлектромедь» Евгений Плескацевич, который принимал участие в постановке транспортера «на ход», утверждает, что машина у всех вызывает полный восторг: «Она красивая, компактная, выглядит как игрушка. Но при этом очень маневренная, для нее нет никаких преград, словом, чудо, а не техника!

Показательно, что транспортер использовался армиями разных государств вплоть до 1984 года.

Слишком мощная пушка
Главной противотанковой пушкой в советских войсках в начале войны была 45-миллиметровая пушка 53-К образца 1937 года – так называемая «сорокопятка». В первые два года Великой Отечественной – с 1941-го по 1943-й – было выпущено около 37 тысяч таких орудий.

– Достоинства этой пушки заключались в ее высокой скорострельности, – рассказывает историк Кирилл Якимов. – Вес пушки в боевом положении составлял всего 560 килограммов. Пушка была очень компактной, высотой 120 сантиметров, что позволяло легко замаскировать ее на поле боя. Бронепробиваемость этого орудия составляла 43 миллиметра на дистанции 500 метров, что было вполне эффективно для стрельбы по немецким легким танкам. А при выстреле в борт пушка могла поражать и средние танки Вермахта.

Однако уже на второй год войны «сорокопятка» была признана малоэффективной, так как у немцев появились модернизированные средние танки. Взамен «сорокапятки» разработали 57-миллиметровую противотанковую пушку ЗиС-2. Ее снаряд с пятисот метров мог пробивать броню толщиной 100 мм. Подполковник танковых войск, один из организаторов музея военной техники в Верхней Пышме Олег Терентьев рассказывает, что ЗИС-2 в первое время оказалась даже слишком мощной:

– На какой-то период ее сняли с производства. Потому что были случаи, когда снаряд пробивал насквозь легкие танки противника Т-1 и Т-2. Экипаж погибал, но танк продолжал движение, а, значит, основная задача – уничтожить танковый объект – не выполнялась.

Впрочем, ЗИС-2 снова начали производить уже в начале 1943 года, когда у немцев появились тяжелые танки «Тигр». С ними пушка успешно справлялась. С 1943 по 1945 годы было выпущено еще почти десять тысяч ЗиС-2.

Однако одной из самых гениальных конструкций в истории артиллерии, по мнению специалистов, стала 76-миллиметровая ЗИС-3, официально принятая на вооружение в начале 1942 года. Участник войны Николай Иванович Ворохобов, проживающий в Верхней Пышме, вспоминает, что именно ЗИС-3 была в войну самым мощным противотанковым оружием. Эта пушка и сегодня имеется на складах Российской армии в боеспособном состоянии.

И «сорокопятку», и пушки ЗИС-2 и ЗИС-3, участвовавшие в сражениях Великой Отечественной войны, сейчас можно увидеть в музее военной техники под открытым небом в Верхней Пышме. Вход в музей свободный.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру